Виды цен.

Этапы ценовой реформы

1) пробный рыночный механизм 80-х гг.: Появляется понятие «договорная цена» (на опытные изделия, на изделия высокого качества), «льготная цена» (с/х культуры − стимулирование развития с/х).
2) реформа в апреле 1991 г.: Предполагала · контролируемые гос-вом цены: - предельно фиксированные цены (верхний предел цены); - регулируемые цены (отпускная цена предприятия + 20% надбавка; - своободные цены (оптовые и розничные организации) с учетом спроса; · неконтролируемые розничные цены.
3) либерализация цен 1992 г.: Коснулась всех товаров кроме товаров стратегического назначения. Продавец (производитель) мог назначить свои цены.
4) ценообразование в условиях развития рынка: Свободные цены без жесткого государственного регулирования. Цена становится инструментом маркетинга.

 

 

1) по сферам товарного обслуживания:

- оптовые цены;

- розничные цены (с наценками);

- закупочные цены (свойственны для сельского хозяйства, не содержат акцизов и НДС);

- цены и тарифы на услуги;

- отпускная цена предприятия общественного питания (по сути − розничные);

 

2) по способу отражения транспортных расходов:

- цена франко-отправления (франко = свободный), связана с условиями поставки из пункта отправления, цена-нетто;

- цена франко-назначения, цена-брутто, в ней могут быть скидки, налоги, объясняется особенностями местных условий. Такие цены часто используются во внешней торговле;

 

3) по формам продаж:

- контрактные или договорные цены (фиксируются в документе);

- биржевые котировки (считается самым точным отражением ситуации на рынке);

- цены ярмарок и выставок (могут быть не совсем точными);

- аукционные цены;

 

4) по стадиям продаж:

- цена спроса;

- цена предложения;

- цена реализации;

 

5) по степени регулирования:

- жестко фиксированные цены (устанавливаются по решению органов власти);

- регулируемые цены (напр., сезонные, регулируемые в определенных пределах органами власти);

- свободные цены.

 

6) по степени устойчивости во времени:

- твердые цены (устанавливаются на весь период договора);

- подвижные цены поставок (учитывают изменение спроса);

- скользящие цены (цены "с оговорками", фиксируются как правило в договорах длительного действия с указанием поправок, которые могут возникать в зависимости от обстоятельств);

- цены с последующей фиксацией (оговаривается база цены, исходная цена и сроки, в течение кот. она действует, после этого срока могут быть изменения).

 

7) прочие:

- базовая цена (расчетная цена - по формуле; справочная цена (часто завышена); прейскурантные цены (иногда завышены);

- трансфертные цены или передаточные цены (действуют внутри фирмы, в транснациональных компаниях, по этим ценам продукция передается из одного подразделения в другое, таможенные платежи на товар не налагаются);

- мировые цены (цены, которые формируются исходя из общей ситуации на данных рынках);

- демпинговые цены (заниженные цены, как правило, появляются, когда фирма хочет выйти на рынок, разрешено по закону 8-10%).