Ценообразования на мировых рынках
2. Понятие контрактной цены и способ ее фиксации
3. Базис цены во внешнеторговом контракте
4. Цены на экспортируемую продукцию
5. Цены на импортируемую продукцию
Теория международной торговли под мировой ценой понимает денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.
Интернациональная стоимость– это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых общественно нормальных условиях производства и среднемировом уровне производи-тельности труда. Она формируется преимущественно под влиянием усло-вий производства в тех странах, которые являются главными поставщика-ми товара на мировой рынок.
Мировой рынок как сфера товарных отношений предполагает в от-личие от внутренних рынков выступление на нем предпринимателей раз-ных стран, а, следовательно, мировая цена должна удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть доступной для любого продавца или покупателя, имеющего намерение участвовать в торговых операциях в сфере международного обмена; во-вторых, быть достоверной и предста-вительной для мировой торговли данным товаром.
Исходя из практики международной торговли, выделяют следующие пять признаков, характеризующие мировую цену:
1. Это должны быть цены крупных регулярных сделок в международной торговле (не эпизодические).
2. Эти сделки должны носить коммерческий, а не специальный характер (исключать товарообменные операции).
3. Сделки должны заключатся в твердой СКВ.
4. Сделки должны быть экспортными или импортными.
5. Экспортные или импортные операции должны совершаться на рынках со свободным режимом.
В качестве мировых можно рассматривать только цены обычных торговых операций (когда покупатель сразу оплачивает покупку (т.е. без товарообменных, бартерных, лицензионных, биржевых и т.п.).
На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров.
Процесс формирования и движения цен в международной торговле характеризуется тем, что на мировом рынке складываются объективные условия для отклонения мировой цены от внутренних цен отдельных стран.
Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости и основываются на затратах ведущих стран-экспортеров на мировом рынке. Внутренние цены, напротив, базируются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Цены международной торговли отличаются от внутренних также в силу разных объемов миро-вого и внутреннего рынков, условий их функционирования, а также дру-гих ценообразующих факторов. Как правило, мировая цена ниже внутренней из-за наличия ряда инструментов (пошлины, налоги и др.), влияющих на формирование цен внутри страны, экономически ограждающих национальный рынок от иностранных поставщиков и в итоге смягчающих конкуренцию.
Две основные группы мировых цен (устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах):
1) Мировые цены на продукцию обрабатывающей промышленности (машиностроение, химическая промышленность) - это экспортные цены крупных компаний – производителей и экспортеров этой продукции.
Базой экспортных ценявляются формируемые крупными компаниями цены на внутреннем рынке
2) Мировые цены на сырьевые товары (добвывающая промышленность)
4 особенности их формирования (могут использоваться в качестве мировых):
1) Уровень основывается на соотношении спроса и предложения на соответствующих
мировых рынках (сырьевые, с/х, валютный, рынок ценных бумаг)
2)сочетание цен основных производителей и экспортеров, с одной стороны, и биржевых котировок – с другой
3) множественность основных производителей-экспортеров
4) особая роль тех государств или групп государств, которые выступают в качестве ведущих
экспортеров или импортеров соответствующих товаров
Мировая цена определяется конъюнктурой мирового рынка, спросом и предложением на мировом рынке, колебанием валютных курсов, изменением политической обстановки.
На мировые цены большое влияние оказывает государство, осуществляющее регулирование путем субсидирования, квотирования, лицензирования импорта и экспорта.
На мировом рынке (также как и на национальном) большое значение имеет инфляция и монополия.
Цены на химическую продукцию – фармацевтика - Общая тенденция такова, что деше-вые лекарства вытесняются дорогими, но более эффективными лечебными средствами.
Сырьевые товары (нефть, газ) – биржи (Нью-Йорк, Лондон, Сингапур)
Стоимость лицензий – затраты на их создание, НИОКР, величина прибыли от ее реализации
Консультационный инжиниринг (для развивающихся стран, при покупке оборудования, совместных проектов, строительства) – по затраченному времени, по фактическим расходам плюс вознаграждение (кост плас), по % доли от стоимости объекта.
2. Развитие мирохозяйственных связей привело к созданию постоянно действующих рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров массово-го спроса, а также рынков валюты и ценных бумаг. В современной миро-вой торговле этими товарами большое значение имеют международные биржи.
В зависимости от товара, на который совершаются сделки на между-народных биржах, их можно разделить на товарные, валютные и фондо-вые.
Крупнейшие международные биржевые центры сосредоточены в США, Англии, Японии. На долю этих стран приходится более 90% оборота биржевой торговли.
Международные товарные биржи, являющиеся признанными центрами мировой торговли тем или иным товаром, выполняют следующие основные функции:
1. Ежедневное установление цены на товар.
2. Хеджирование. Это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем.
Фьючерсные биржи (или рынок цен):
Основными признаками фьючерсной торговли являются:
фиктивный характер сделок, т. е. имеет место купля-продажа, но при этом обмен товаров практически полностью отсутствует (ре-альные поставки составляют 1-2% всего оборота), так как обяза-тельства сторон по сделке прекращаются путем обратной опера-ции, с выплатой разницы в ценах (премии);
преимущественно косвенная связь с рынком реального товара че-рез хеджирование, а не через поставку товара. Именно благодаря хеджированию фьючерсная биржа тесно связана с рынком реаль-ного товара;
заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара;
полная унификация условий в отношении количества, разрешенно-го к поставке, места и сроков поставки товара;
обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним.
Фьючерсный контракт– это соглашение о покупке или продаже конкретной ценности в определенную дату в будущем по установленной цене. Все сделки, которые совершаются на биржах, предполагают использование стандартных контрактов.
Опцион - право, но не обязательство, купить или продать фьючерсный контракт по заранее согласованной в момент заключения сделки цене в пределах срока действия этого опциона. Право купить называют call, а право продать фьючерс – put. Покупатель опциона приобретает опцион на покупку – колл-опцион, или опцион на продажу – пут-опцион.
Международные товарные аукционы– это специально организо-ванные, периодически действующие в определенных местах рынки, на ко-торых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специ-ально назначенном месте производится продажа предварительно осмот-ренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену.
3. Международные торги чаще всего проходят в виде тендеров. Участники торгов в представляемых тендерах указывают свои це-ны. При торгах на подрядно-строительные работы условия содержат смету расходов, т.е. максимальную стоимость, которая будет оплачена. В этом случае цены в тендерах указываются как определенный процент скидки с обусловленной суммы, которую может представить участник торга.
4. При установлении цены товара в контракте купли-продажи опреде-ляются: единица измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фик-сации цены и уровень цены.
Единица измерения цены. зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена за:
определенную количественную единицу (или за определенное число единиц) товара, указанную в обычно применяемых в тор-говле данным товаром единицах измерения – единица массы,, площади, объема, за штуку, комплект;
весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты и др.);
весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.
Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара.
Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте «третьей страны». При выбо-ре валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Экспортер, как прави-ло, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой ва-люте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению.
Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контрак-те в момент его заключения или определяться в течение срока его дейст-вия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фик-сации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.
Для анализа цен привлекается широкий круг источников. На этапе предварительного определения уровня контрактных цен товара ориенти-руются на публикуемые и расчетные цены.
Публикуемые (объявляемые) ценысообщаются в специальных фирменных источниках информации. Как правило, они отражают уровень мировых цен крупнейших поставщиков данной продукции. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий. К публикуемым ценам относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.
Расчетная ценаприменяется в контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.
Базисные условия сделок определяются на основе Инкотермс-2010. 4 категории условий: отправление, основная перевозка не оплачена продавцом, основная перевозка оплачена продавцом, доставка.
Базисные условия сделки имеют отношение только к стоимости перевозки и страхованию груза от возможных рисков во время перевозки.
6.Экспортер определяет цену предложения одним из трех методов:
на базе издержек производства – калькуляция себестоимости единицы продукции – самый простой способ; Цена = с/с +норма прибыли. Основное отличие экс-портной калькуляции от внутренней заключается в дополнительных рас-ходах по сбыту, а именно:
комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;
импортные таможенные расходы в стране покупателя;
транспортные издержки;
расходы по страхованию товара;
расходы по упаковке;
расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.
исходя из уровня спроса;
Цена товара определяется исходя из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет. Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них.
ориентируясь на уровень цен конкурентов.
из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные тем, которые мы желаем экспортировать;
заносят в заранее приготовленную таблицу основные технико-экономические показатели того и другого товара, включая условия поставки и цены;
с помощью поправок цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.
Поскольку конкурирующих товаров несколько, получают усредненную цену относительно всех упомянутых товаров. Эта цена и является базой для переговоров с покупателями.
7. Таможенная стоимость (затраты на приобретение у зарубежного поставщика)
Таможенная очистка: таможенная пошлина
Таможенный сбор
Акциз
НДС
= Расчетная цена+ оптовая надбавка+торговая надбавка + НДС
Лк.5. Ценовая политика и ее содержание
1. Политика цен, применяемая государством
2. Политика цен организации
3. Стратегия и тактика ценообразования
4. Основные этапы ценообразования
5. Основные методы ценообразования
Политика цен является частью социально-экономической политики государства. Государственная политика цен должна быть направлена на:
- повышение эффективности экономики, основанной на многообразии форм собственности, конкуренции самостоятельных товаропроизводителей.
- формирование и развитие единого рынка средств производства, потребительских товаров и услуг и обеспечение его стабильности.
(за счет достижения конвертируемости рубля и повышения качества отечественных товаров),
- стимулирование тех процессов, в которых больше всего заинтересовано общество.
- стимулировать совершенствование структуры общественного производства, рациональное использование ресурсного потенциала каждого региона, предприятия
- обеспечение увязки внутренних цен с уровнем мировых.
- противодействие монопольным тенденциям отдельных производителей.
- обеспечение необходимых соотношений между динамикой цен и динами-кой денежных доходов населения, создание гарантий для поддержания уровня жизни населения
2. Ценовая политика фирмы – это элемент рыночной стратегии предприятия. Это деятельность руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары,
Проведение фирмой правильной ценовой политики в условиях перехода к рынку предполагает осуществление трехуровневого экономического анализа — анализа на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия (фирмы).
Анализ на уровне экономики в целом. Для успешного проведения политики цен фирме необходимо тщательно изучать и знать:
действующие принципы ценообразования, налогообложение, порядок отнесения затрат на себестоимость, принципы распределения прибыли и т.д.
На отраслевом уровне анализа осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, определяются предполагаемые покупатели и конкуренты. На этом этапе устанавливаются допустимые для предприятия цены на товар для различных конкретных покупателей.
Проведение фирмой правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает получение и анализ информации в следующих аспектах:
— возможность повышения фирмой качества выпускаемых товаров;
— состояние и прогнозирование спроса;
— данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию;
— изыскание резервов для снижения издержек;
— анализ и прогнозирование цен-конкурентов
— анализ динамики и структуры цен;
— данные о декларировании цен предприятиями-монополистами;
— изучение эластичности спроса на товары, изготовляемые предприятием, изучение структуры и динамики спроса;
— прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов;
— изучение биржевых цен;
— анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.
Варианты ценовой политики предприятия:
— добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы фирме максимальную прибыль;
— обеспечить фирме нормальную прибыль (возмещение издержек
производства плюс средняя норма прибыли);
— вести политику ценовой конкуренции;
— осуществлять политику неценовой конкуренции;
— устанавливать цены на уровне лидера или цен конкурентов;
— обеспечивать ≪престижные≫ цены, особо подчеркивая высокое
качество товара;
— поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли
на авансированный капитал; регулировать цены, обеспечивающие ста-
бильность объемов, номенклатуры продукции;
— добиваться стабильности цен и прибыли путем маневрирования факторами производства;
— устанавливать цены с целью вытеснения конкурентов с внутреннего или мирового рынка;
— устанавливать низкие цены с целью проникновения на рынок.
Т.О. Организация может стремиться к достижению различных целей:
- максимизация рентабельности продаж, капитала, активов;
- максимизация прибыли;
- стабилизация рыночной позиции;
- вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке.
Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования.
Стратегия ценообразования – это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется.
Ценовые стратегии |
Стратегия дифференцированного ценообразования |
Стратегия конкурентного ценообразования |
Стратегия ассортиментного ценообразования |
Ценовая стратегия скидки на втором рынке |
Ценовая стратегия периодической скидки |
Ценовая стратегия «случайной» скидки |
Стратегия ценовой дискриминации |
Ценовая стратегия проникновения на рынок |
Ценовая стратегия по кривой освоения |
Ценовая стратегия сигнализирования |
Ценовая географическая стратегия |
Ценовая стратегия «набор» |
Ценовая стратегия «комплекс» |
Ценовая стратегия «выше номинала» |
Ценовая стратегия «имидж» |