Факторы, влияющие на ценообразование

Лк.4. Основные ценообразующие факторы

Содержание методологии ценообразования

Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены.

 

Методология ценообразованияесть совокупность общих правил, принципов и методов: разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованием.

 

Лк.3 Классификация цен, виды цен, система цен

 

 

Цена товара определяется двумя основными факторами: полезностью и издержками.

На величину спроса так же, как на величину предложения, влияют ценовые и неценовые факторы (вкусы потребителей, величина доходов (покупательная способность), качество товара, предпочтение покупателей и т.д.)

Еще одним не менее важным фактором, оказывающим влияние на формирование цен, является конкуренция – ценовая и неценовая.

1. ПОТРЕБИТЕЛИ.

Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынков.

Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.

Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).

Эластичный спрос имеет место в тех случаях, когда ценовая эластичность больше 1: небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса.

Неэластичный спрос имеет место в тех случаях, когда ценовая эластичность меньше 1:

ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса.

Унитарный спрос существует в тех случаях, когда изменения в ценах компенсируются изменениями в размере спроса, так что общий объем реализации остается постоянным. Ценовая эластичность равна 1.

Наличие того или иного типа спроса основывается на двух критериях: доступности замен и важности потребности.

2. ПРАВИТЕЛЬСТВО. Правительственные меры, связанные с ценообразованием, могут быть подразделены на пять основных групп, показанных на рис. 2.

 

Фиксированные цены. Правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали. Горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями, между оптовой или розничной торговлей по установлению цен на данном уровне канала сбыта. Такие соглашения незаконны согласно антитрестовскому законодательству независимо от того, насколько ≪разумные≫ цены в них указаны.

Чтобы избежать обвинения в фиксировании цен, компания должна тщательно избегать следующих действий: согласования скидок, условий кредита или условий реализации со своими конкурентами; обсуждения цен, надбавок и издержек на профессиональных отраслевых встречах; договоренностей с конкурентами о публикации прейскурантов в один и тот же срок, о ротации низких предложений по контрактам, о едином ограничении производства для поддержания высоких цен; обмена информацией с конкурентами даже на неформальной основе.

Вертикальное фиксирование цен имеет место в тех случаях, когда производители или оптовики пытаются контролировать розничные цены своих товаров или услуг.

Ценовая дискриминация. Закон запрещает производителям и оптовикам во взаимоотношениях с различными покупателями — участниками каналов сбыта по продукции ≪схожего качества≫ осуществлять ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Это касается цен, скидок, премий, гарантий по купонам, поставки, хранения и условий кредита. Условия реализации должны быть доступными для всех конкурирующих участников сбыта на пропорционально равной основе.

Минимальные цены. В розничной торговле запрещается продавать продукцию по ценам ниже издержек плюс фиксированный процент, покрывающий накладные расходы и прибыль.

3. УЧАСТНИКИ КАНАЛОВ СБЫТА. Каждый участник каналов товародвижения стремится играть важную роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего образа, обеспечения повторных покупок и достижения специально поставленных целей.

Производитель может получить больший контроль над ценой: используя систему монопольного товародвижения или минимизируя сбыт через розничную торговлю, продающую товары по сниженным ценам; открывая собственные розничные магазины; обеспечивая достаточную долю прибыли для участников каналов сбыта и, что наиболее важно, посредством разработки хорошо известных в рамках всей страны торговых марок, к которым покупатели испытывают приверженность и за которые готовы платить любую конечную цену.

Оптовая или розничная торговля может добиться большего контроля над ценами, подчеркивая производителю свою важность как потребителя, связывая поддержку перепродажи (витрины, персональный сбыт) с долей прибыли, отказываясь реализовать невыгодные тозары, сбывая конкурирующую продукцию и разрабатывая сильные дилерские марки, с тем чтобы добиться лояльности потребителей" к продавцу, а не к производителю.

4. КОНКУРЕНЦИЯ.

конкурентная среда, в которой она функционирует

Имеются три вида конкурентных сред.

1. Среда, в которой цена контролируется рынком. Она характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг.

2. Среда, в которой цена контролируется фирмами. Она характеризуется ограниченной конкуренцией, четко различающимися товарами и услугами.

Дифференциация может основываться на образе товарной марки, параметрах, соответствующем сервисе, ассортименте и других факторах.

3. Среда, в которой цена контролируется правительством. К ней относятся, например, электроэнергия, газ, коммунальные услуги, автобусные перевозки, такси и т.д. В каждом из этих случаев правительственные организации определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон (например, потребительских групп).

Основными монополистами являются нефтяная и угольная промышленность, строительство, железнодорожный транспорт, металлургия, ЖКХ и некоторые другие.

- Совершенствование антимонопольного законодательства и закона «О конкуренции».

Новый вариант Закона ≪О конкуренции≫ предусматривает, что за такие нарушения антимонопольного законодательства будут налагаться следующие оборотные штрафы: в размере 2% всего оборота компании за предыдущий год — за злоупотребление доминирующим положением на рынке, а за картельное соглашение — 4%.

- Развитие биржевой торговли

- Проведение тендеров, конкурсных торгов, совершенствование системы гос.закупок

- Развитие малого и среднего бизнеса

- Совершенствование системы налогообложения

5. ИЗДЕРЖКИ. Если издержки уменьшаются, фирмы могут снизить цены или увеличить свою долю прибыли.

Издержки производства— это текущие затраты организации на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Они являются расчетной базой цены.

Различают два вида издержек организаций, работающих в условиях рынка:

1) бухгалтерские издержки производства и реализации продукции;

2) экономические (предпринимательские) издержки производства и реализации продукции.

Первый вид издержек — это затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), которые группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Экономические (предпринимательские) издержки включают в себя: 1) бухгалтерские издержки; 2) нормальную предпринимательскую прибыль; 3) НДС, если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы, если товар организации подакцизный; 4) таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет внешнеэкономическую деятельность; 5) альтернативные (вмененные) издержки, т.е. денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

Посреднические и торговые издержки возмещаются, как правило, скидками и надбавками, устанавливаемыми к цене товара. В них предусматривается нормальный размер прибыли оптовых посредников и торговых организаций.

Степень взаимосвязи издержек и цен в определенной степени зависит от изменяющихся экономических условий. Цены определяют издержки или издержки определяют цену?

При правильном подходе к ценообразованию издержки являются тем пределом, ниже которого фирма не может оценивать свою продукцию. Действительная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, в то время как ценность товара для потребителя определяет высший предел цены.

Вместе с тем есть основные положения, которые всегда должны соблюдаться всеми участниками рынка при установлении цен вне зависимости от выбранных приоритетов.

Одним из этих положений является установление цен с учетом калькуляций себестоимости в соответствии с установленными правилами ее (себестоимости) определения. Это означает, что, прежде чем заняться определением цены, ее регулированием или даже просто наблюдением за движением свободной рыночной цены, необходимо иметь полную информацию о себестоимости товара, которая будет использована при установлении цены.

Наиболее полную информацию о себестоимости дает ее калькуляция.

Особенности различных производств находят отражение и в статьях калькуляции. Наиболее характерными являются следующие статьи калькуляции: 1) сырье и материалы; 2) топливо и энергия на технологические цели; 3) заработная плата производственных рабочих; 4) начисления на заработную плату производственных рабочих; 5) общепроизводственные расходы; 6) общехозяйственные расходы; 7) прочие производственные расходы; 8) коммерческие расходы. Первые семь статей являются непосредственно производственными расходами, и они составляют производственную себестоимость. Восьмая статья — это расходы, связанные с реализацией продукции (например, затраты на упаковку, транспорт, рекламу и т.д.). В совокупности производственные и коммерческие расходы составляют полную себестоимость продукции.

Расходы подразделяются также на прямые и косвенные. Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость конкретного изделия. К ним, как правило, относятся: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих.

Косвенные расходы, как правило, связаны с изготовлением всех видов продукции или нескольких ее видов и включаются в себестоимость конкретных изделий не прямо, а косвенно, т.е. путем использования коэффициентов или процентов. К косвенным затратам относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере и др.

Имеются также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными являются расходы, величина которых не меняется или слабо меняется с изменением объема производства продукции. К ним, как правило, относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. К условно-переменным относятся расходы, величина которых зависит прямо пропорционально от изменения объема производства продукции. К ним относятся, как правило, сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих с начислениями, топливо и энергия на технологические цели.

В настоящее время основополагающим документом по формированию расходов любой организации является глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этому Кодексу расходами считаются обоснованные и документально подтвержденные осуществленные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Центральное место здесь занимают расходы, связанные с производством и реализацией.

Факторы снижения издержек можно условно подразделить на две группы: 1) затратные; 2) ценовые.

К затратным факторам следует отнести прежде всего сокращение издержек производства в добывающих и обрабатывающих отраслях хозяйства: угольной, нефтяной, газовой, электроэнергетике, а также на транспорте, в металлургии, машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Этого можно достичь за счет экономии материальных ресурсов, внедрения более производительной техники и наукоемкой технологии, использования передовой организации производства и труда.

В настоящих условиях снижение издержек может быть достигнуто только за счет всемирного внедрения энерго- и материалосберегающих технологий, чего, к сожалению, пока не делается.

Следует, однако, отметить, что одним из объективных факторов роста затрат и цен в добывающих отраслях является переход от лучших месторождений к худшим, что ведет к росту издержек.

Особо важную роль в сокращении издержек играет повышение производительности труда на предприятиях и организациях.

Ценовые факторы: контроль за ценами на энергоресурсы, транспорт – естественные монополии, снижение цен в посреднических звеньях, путем регулирования оптовых и торговых надбавок,

6. Инфляция

 

Лк.4. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ во внешней торговле

1. Понятие мировой цены и основные закономерности