Функции цены
К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е. являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
2. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены
могут способствовать (или препятствовать) увеличению (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных товаров.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
— научно-технический прогресс;
— экономию затрат ресурсов;
— изменение качества продукции;
— изменение структуры производства и потребления. (соотношений цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды продукции)
Стимулирование осуществляется путем установления повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
— отраслями экономики;
— различными формами собственности;
— регионами страны;
— фондом накопления и фондом потребления;
— различными социальными группами населения.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
5. Функция цены как критерия рационального размещения производства
(Перелив капитала из менее прибыльного сектора в более прибыльный или сектор с повышенным спросом)
В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели предпочитают вкладывать не в развитие производства продукции, а в торгово-посредническую деятельность.