Необходимые условия рыночного ценообразования.
Классификация цен
Цены классифицируются по ряду признаков:
1. Характер обслуживаемого оборота.
1.1. Оптовые цены – цена по которой предприятие реализует свою продукцию сбытовым организациям, производственным предприятиям участвующим в дальнейшей цепочке производственного цикла. Покупатель не является конечным потребителем.
1.2. Розничные цены – это цены продажи товаров, работ, услуг, предназначенные для конечного потребителя. Услуги продаются на рынке только по розничной цене.
2. Степень государственного воздействия на цены.
2.1. Свободные цены – устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
2.1.1. Цена спроса – складывается на рынке покупателя
2.1.2. Цена предложения – рыночная цена которая указывается в оферте – официальном предложении продавца.
2.1.3. Цена производства – цена определяемая на основе издержек на производстве с добавлением средней прибыли
2.1.4. Регулируемые цены – это цены устанавливаемые или регулируемые соответствующими органами власти.
2.1.4.1. Фиксированные цены – установленные государством. (хлеб в Кемеровской области, лекарства (определенные перечень))
2.1.4.2. Предельные цены – потолок цен (бензин, медикаменты), цена «пола» (минимальная заработная плата, водка (79р)), коридор цен (валюта и золото).
2.1.4.3. Тарифы – часть цены которая возмещается потребителем товара, работы, услуги. А вторая часть возмещается из бюджета соответствующего уровня в виде дотации.
3. По способу установления, фиксации Подвижные цены
3.1. Твердые – не меняются в течении всего срока договора
3.2. Подвижные – изменяются в течении договора если изменились рыночные условия. (должна быть оговорка на изменение цены)
3.2.1. Скользящие цены – цена исчисленная в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства. (специальная оговорка в договоре).
3.2.2. Договорная цена - Устанавливается по договоренности сторон
4. Способ получения информации о ценах.
4.1. Публикуемые цены – цены сообщаемые широкой массе потребителей.
4.2. Расчетная цена – рассчитывается дл конкретного нестандартного товара, работы, услуги.
5. Вид рынка:
5.1. Цены товарных аукционов – публичная продажа по максимальному уровню.
5.2. Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка качественно однородных и взаимозаменяемых товаров.
5.3. Цены торгов – тендерная цена – это наименьшая цена по предложенному курсу. (чаще всего используется в государственном и муниципальном секторе)
6. Фактор времени:
6.1. Постоянные цены – не изменяемые в течении длительного промежутка времени
6.2. Сезонные цены
6.3. Ступенчатые цены
7. Отношение к трансфертам
7.1. Внутрифирменные цены – цены по которым производится реализация внутри предприятия.
7.2. Государственные трансферты – доплаты государства населению или предприятия для повышения покупательской способности.
8. Условия продажи:
8.1. Цена нетто – цена на месте купли-продажи
8.2. Цена брутто – включает условия продажи (дополнительные услуги).
9. По условиям поставки
9.1. Цены Э – покупатель приобретает товар на складе продавца.
9.2. Цены Ф – основной фрахт (международная доставка) не оплачен. Продавец поставляет товар до транспортных средств покупателя.
9.3. Цены С – фрахт оплачен. Продавец заключает договор перевозки но не несет риски повреждения товара.
9.4. Цены Д – прибытие. Продавец несет все затраты связанные с доставкой товара.
10. Мировые цены
10.1. Цены на экспортируемую продукцию
10.2. Цены на импортируемую продукцию.
4.Скидки с цены.
Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.
Наибольшее распространение получили следующие виды скидок.
Функциональная скидка – предоставляется представителем оптовой и розничной торговли за выполнение ими специфических торговых функций. Может достигать 30%
Сконто – за оплату наличными – до 25%.
Скидка за объем закупок – до 20%
Клубные скидки предоставляются клиентам (членам) национальных и международных дисконтных клубов на приобретение товаров и услуг (25-30%).
Общая или простая скидка предоставляется с прейскурантной справочной цены и составляет 20-30%, в отдельных случаях 40%. Скрытые скидки, предоставляются покупателем в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, предоставление пакета дополнительных бесплатных услуг.
Общая (простая) скидка, скидка за оборот (бонусная), скидка за количество или серийность (прогрессивная), дилерская скидка, специальная скидка, экспортные скидки, скрытые скидки, скидки за возврат, скидки при продаже поддержанного оборудования.
В чистом виде каждая скидка встречается очень редко! На практике используются различные свойства (комбинации свойств) скидок, которые позволяют установить оптимальный размер скидок для конкретного сегмента покупателей. Скидки как инструмент ценообразования используются для привлечения покупателей.
Размер скидки зависит от:
1. Характер взаимоотношения с покупателем.
2. Условий продажи.
3. Условий платежа.
4. Характера сделки.
5. Конъюнктуры рынка.
Распродажи – это инструмент маркетинга который позволяет избавиться от неходового товара или группы товаров по которым предприятие уже получило желаемую прибыль. Снижение цены на распродажах может достигать 99%.
1. Экономическая самостоятельность и свобода выбора предприятием.
2. Коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров.
3. Правовое обеспечение – содействие и защита договорно-контрактных отношений.
4. Наличие конкурентной среды.
5. Соотношение спроса и предложение товаров, работ, услуг.