Тема 1. Роль цены в условиях рынка

Выводы

1. Цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства.

2. В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают: оптовые цены на промышленную продукцию - оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги, цены внешнеторгового оборота, биржевые, аукционные и др.

3. Цены подразделяются на свободные (рыночные), регулируемые и фиксированные, исходя из роли государства в определении цены.

4. Цены классифицируются в зависимости от территории действия на единые, поясные, региональные и т. д.

5. Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработки ценовой стратегии поведения предприятия на рынке.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите различные виды цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики.

2. Покажите различия структуры оптовой цены предприятия, оптовой (отпускной) цены промышленности, закупочной и розничной цены.

3. Какие существуют виды цен в зависимости от их свободы от государственного регулирования?

4. Какие факторы оказываются наиболее важными при определении цены на товар при разных структурах рынка?

5. Какие ценовые стратегии используются фирмой в конкурентной борьбе?

6. Какие возможные цели ценообразования может поставить фирма в своей деятельности?

7. Отличаются ли данные, собираемые службой маркетинга, от информации для принятия решения по ценам?

8. Должна ли фирма иметь информацию о товаре конкурента и какую именно?

9. В чем состоит регулирование цен? Можно ли пренебречь им, если фирма выпускает постоянный ассортимент продукции?

 

1. Система цен в экономике.

2. Функции цен.

3. Виды цен и их классификация.

4. Скидки с цены.

5. Необходимые условия рыночного ценообразования.

6. Виды (сферы) рыночного ценообразования.

7. Основные этапы развития ценообразования в России.

1.Система цен в экономике.

Многообразие действующих в экономике цен, образует систему, на динамику которой оказывают действие многие рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных подсистем цен, взаимосвязанных и взаимодействующих.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

-формированием цен на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса и других законах;

-взаимосвязью производства предприятий, отраслей, хозяйственная деятельность которых обуславливается ценами.

Систему цен характеризуют следующие параметры:

Уровень – абсолютное количественное выражение цены в деньгах;

Структура – определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;

Динамика – изменение уровня цены.

 

В теории и практике выделено две точки зрения на функционирование:

1. Перва я точка зрения отражает отраслевой подход:

Отражает влияние внешних факоров на цены внутри отрасли. Цены изменяются по принципу сообщающихся сосудов.

2. Управленческий подход:

 

Управленческий подход обобщает внутренние факторы влияющие на цену. Этот подход позволяет разработать методологию, методику, стратегию, и тактику ценообразования.

На практике для формирования эффективной рыночной цены используют оба подхода в равной степени.

 

Система цен в экономике характеризуется показателями:

1. Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах.

2. Структура – это определенное соотношение элементов в составе цены.

3. Динамика – изменение уровня в определенный период времени.

 

Функции цены:

Под функцией цены понимается роль и назначение цены в управлении экономикой предприятия.

1. Побудительная – стимулирует продавца увеличить (уменьшить) предложение товара под воздействием повышения (уменьшения) цены товара. А покупателя увеличить (уменьшить) объем спроса при снижении (увеличении) цены.

2. Измерительная – с помощью цены определяется стоимость товара. Данная функция позволяет деньгам реализовываться как платежному средству.

3. Соизмерительная – сопоставление ценности различных товаров.

4. Учетная – переводит значения товаров и услуг из количественных и качественных показателей в натуральном, физическом выражении в адекватные показатели выраженные в денежных единицах.

5. Распределительная – перераспределяет спрос и предложение дефицитных и избыточных товаров, работ, услуг.

6. Социальная – определяет объем, структуру потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи.

7. Внешнеэкономическая – цена выступает инструментом внешнеторговых сделок.