Тема 1. Роль цены в условиях рынка
Выводы
1. Цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства.
2. В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают: оптовые цены на промышленную продукцию - оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги, цены внешнеторгового оборота, биржевые, аукционные и др.
3. Цены подразделяются на свободные (рыночные), регулируемые и фиксированные, исходя из роли государства в определении цены.
4. Цены классифицируются в зависимости от территории действия на единые, поясные, региональные и т. д.
5. Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработки ценовой стратегии поведения предприятия на рынке.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите различные виды цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики.
2. Покажите различия структуры оптовой цены предприятия, оптовой (отпускной) цены промышленности, закупочной и розничной цены.
3. Какие существуют виды цен в зависимости от их свободы от государственного регулирования?
4. Какие факторы оказываются наиболее важными при определении цены на товар при разных структурах рынка?
5. Какие ценовые стратегии используются фирмой в конкурентной борьбе?
6. Какие возможные цели ценообразования может поставить фирма в своей деятельности?
7. Отличаются ли данные, собираемые службой маркетинга, от информации для принятия решения по ценам?
8. Должна ли фирма иметь информацию о товаре конкурента и какую именно?
9. В чем состоит регулирование цен? Можно ли пренебречь им, если фирма выпускает постоянный ассортимент продукции?
1. Система цен в экономике.
2. Функции цен.
3. Виды цен и их классификация.
4. Скидки с цены.
5. Необходимые условия рыночного ценообразования.
6. Виды (сферы) рыночного ценообразования.
7. Основные этапы развития ценообразования в России.
1.Система цен в экономике.
Многообразие действующих в экономике цен, образует систему, на динамику которой оказывают действие многие рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных подсистем цен, взаимосвязанных и взаимодействующих.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:
-формированием цен на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса и других законах;
-взаимосвязью производства предприятий, отраслей, хозяйственная деятельность которых обуславливается ценами.
Систему цен характеризуют следующие параметры:
Уровень – абсолютное количественное выражение цены в деньгах;
Структура – определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;
Динамика – изменение уровня цены.
В теории и практике выделено две точки зрения на функционирование:
1. Перва я точка зрения отражает отраслевой подход:
Отражает влияние внешних факоров на цены внутри отрасли. Цены изменяются по принципу сообщающихся сосудов.
2. Управленческий подход:
Управленческий подход обобщает внутренние факторы влияющие на цену. Этот подход позволяет разработать методологию, методику, стратегию, и тактику ценообразования.
На практике для формирования эффективной рыночной цены используют оба подхода в равной степени.
Система цен в экономике характеризуется показателями:
1. Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах.
2. Структура – это определенное соотношение элементов в составе цены.
3. Динамика – изменение уровня в определенный период времени.
Функции цены:
Под функцией цены понимается роль и назначение цены в управлении экономикой предприятия.
1. Побудительная – стимулирует продавца увеличить (уменьшить) предложение товара под воздействием повышения (уменьшения) цены товара. А покупателя увеличить (уменьшить) объем спроса при снижении (увеличении) цены.
2. Измерительная – с помощью цены определяется стоимость товара. Данная функция позволяет деньгам реализовываться как платежному средству.
3. Соизмерительная – сопоставление ценности различных товаров.
4. Учетная – переводит значения товаров и услуг из количественных и качественных показателей в натуральном, физическом выражении в адекватные показатели выраженные в денежных единицах.
5. Распределительная – перераспределяет спрос и предложение дефицитных и избыточных товаров, работ, услуг.
6. Социальная – определяет объем, структуру потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи.
7. Внешнеэкономическая – цена выступает инструментом внешнеторговых сделок.