Драматургия 60 - 90-х гг. XVIII века. Творчество Д.И.Фонвизина
Жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова
Общественная, научная и просветительская деятельность. Реформа стиха. Силлабо-тоническая система стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства», «Ода на взятие Хотина»). Литературно-теоретические и филологические труды, завершающие работу над силлабо-тоническим стихосложением и русским литературным языком. («Риторика», «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»).
Философские и эстетические взгляды М.В.Ломоносова. «Разговор с Анакреоном». Ломоносов как создатель жанра программной оды. Утверждение идеала просвещенного монарха в одах («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» и др.). Тема родины, значение мира для развития наук, дидактизм произведений. Поэтико-стилистические особенности. Духовные (научные) оды М.В. Ломоносова («Утреннее размышление...», «Вечернее размышление...»). Сочетание поэтического и научного мышления в одах. Ломоносов - драматург. Значение творчества Ломоносова в истории русской литературы и культуры.
2.4. Журнальная сатира 1769 – 1774 гг.
Просвещение в России второй половины XVIII века, его влияние на культуру, литературу, искусство. Приход к власти Екатерины II. Созыв Комиссии для составления нового Уложения. Стремление подчинить общественное мнение целям самодержавно-крепостнической политики.
«Улыбательная сатира» журнала «Всякая всячина» и оправдательная политика правительства. Идейная направленность и тематика журналов «И то и се» М.Д.Чулкова, «Ни то, ни се» В.Г. Рубана, «Адская почта» Ф.А. Эммина, «Смесь»Л.Сичкарева и др.
Н.Н.Новиков как публицист-просветитель. Сатирическая программа Н.И.Новикова, изложенная в предисловии к журналу «Трутень». Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной». Срывание маски «просвещенной монархини» с Екатерины II. Поддержка со стороны «Адской почты» Эммина. Демократический характер сатиры «Трутня». Протест против крепостнического права. Социальные портреты жестоких крепостников. Образы крестьян.
Продолжение традиций «Трутня» в журнале «Живописец» («Копии с отписок», «Письма к Фалалею», «Отрывок путешествия в***И.***Т.***»). Вопрос об авторстве этих произведений. Журналы «Пустомеля» и «Кошелек». Обличение галломании. Проблемы воспитания. Многообразие сатирических форм в журналах Новикова. Своеобразие сатирических произведений. Значение журналов Новикова для развития сатирического направления в русской литературе. Н.А.Добролюбов и В.О.Ключевский о сатире Новикова («Русская сатира екатерининского времени», «Воспоминания о Н.И.Новикове и его времени»).
Расцвет драматургии в последние десятилетия XVIII века. Успехи русской комедии. Углубление содержания, развитие формы. Новые черты в образах комедийных персонажей. Осмеяние крепостнического произвола, судопроизводства и др.
Комическая опера. Проблема характера. Общая характеристика творчества М.И.Попова, А.А. Аблесимова, Н.П. Николева и др.
Творчество Я.Б.Княжнина. Связь взглядов Княжнина с идеологией Просвещения. Ранние поэтические произведения. Мелодрама «Орфей». Комическая опера «Несчастье от кареты», разоблачающая помещичий произвол и галломанию. Комедия «Хвастун» и «Чудаки» как ступени на пути к драматургическому искусству А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя. Проблема русского национального характера в трагедии «Росслав». Тираноборческая настроенность Росслава, идея о неизбежности суда потомков над царями. Трагедия «Вадим Новгородский» - вершина творчества Княжнина. Полемическая направленность трагедии по отношению к пьесе Екатерины II «Историческое представление из жизни Рюрика». Образ республиканца Вадима и тема вольного Новгорода. Роль Княжнина как автора «Вадима Новгородского» в формировании идеологии раннего декабризма.
Творчество В.В.Капниста. Традиции передовой сатирической журналистики в «Сатире I» и «Оде на рабство». Сатирическое изобличение суда и прокуратуры в комедии «Ябеда». Язык комедии; насыщенность народными пословицами и поговорками. Связь «Ябеды» с комедиями Грибоедова, Гоголя, Сухово-Кобылина («Горе от ума», «Ревизор», «Дело»).
Творчество Д.И.Фонвизина. Краткие биографические сведения. Переводы произведений западно-европейских просветителей (трагедия Вольтера «Альзира» и басни Л.Гольберга). Обличительный пафос «Послания к слугам моим», осуждение деспотизма и раболепия в басне «Лисица – Казнодей». Первые драматургические опыты Д.И.Фонвизина («Корион»).
Комедия «Бригадир». Разоблачение нравов дворянства, осуждение галломании, лицемерия и взяточничества на примере образов Бригадира, Советника, Иванушки, Советницы, Бригадирши. Выход комедии за рамки классицизма. Современники о комедии.
«Недоросль» - вершина русской комедии XVIII века, заложившая основы русской реалистической драматургии. Главная тема и конфликт в комедии. Злободневность. Новый подход автора к конструированию характеров-типов помещиков-крепостников. Многосторонность и противоречивость образа Простаковой. Образ Стародума как идеал гражданина петровской эпохи. Обличительный характер его речей. Другие положительные образы (Правдин, Милон, Софья). Картины быта. Реалистическое мастерство в изображении Еремеевны, Тришки, учителей. Язык комедии. Индивидуализация речи персонажей. Народность комедии «Недоросль» и ее общественно-политическое звучание. Гоголь о комедии.
Публицистика Фонвизина 80-х годов. Подготовка к изданию журнала «Друг честных людей, или Стародум». Вклад Д.И.Фонвизина в историю русской драматургии и развитие русского литературного языка. Белинский, Пушкин, Гоголь о творчестве Фонвизина.