Экономическая ответственность за нарушение дисциплины цен.

Система органов государственного контроля за ценами в Республике Беларусь.

Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций-монополистов.

Рис. 1 Структура ценообразования

Контроль ценв современных условиях перемещается в сторону рынка. Специальный государственный контроль, сводящийся к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования, постепенно дополняется социальным контролем со стороны общественных организаций, советов потребителей и др.

Организацияценообразования должна учитывать: региональные особенности; факторы формирования издержек производства; платежеспособность спроса.

Необходимость совершенствования механизма ценообразования в инновационной экономике обусловлена недостатками существующей системы ценообразования.

В настоящее время еще требуют своего решения ряд задач, включающих совершенствование структуры и организации работы органов государственного регулировании ценообразования;

· совершенствование принципов и методов ценообразования;

· упорядочение нормирования элементов цены, направленное на экономию ресурсов и противодействие необоснованному отнесению затрат на себестоимость продукции;

· снятие дотационности и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях сокращения нагрузки с промышленности и бюджета, гармонизацию цен в РБ и сопредельных стран;

· совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере и при товарообменных операциях;

· осуществление через цены стимулирования развития приоритетных отраслей экономики;

· упорядочение ценообразования в отдельных отраслях экономики;

· определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов.

 

 

Тема 2 Цены в механизме функционирования национальной экономики (4 часа)

1. Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен.

Важное место в экономических преобразованиях в условиях инновационной экономики занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен.

Цели регулирования цен заключаются в том, чтобы:

· не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, монополизма товаропроизводителей;

· способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующейся на внедрение достижений НТП, снижение затрат на производство продукции

· недопущение разрушительной конкуренции;

· достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Государственное регулирование цен в РБ базируется на гибком использовании механизмов свободного ценообразования и их частичного государственного регулирования, прежде всего на продукцию и услуги, жизненно важные для населения.

Основная цель регулирования – обеспечить относительный паритет (равноценность) цен во всех звеньях экономики.

Степень государственного регулирования цен дифференцирована в зависимости от социальной значимости товаров (услуг), состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная) и др. факторов.

Методы государственного регулирования цен

Государственное регулирование цен осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен.

К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования. В частности, такие как:

· принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения.

Прямое регулирование цен осуществляется следующими методами: установление фиксированных цен; установление предельных минимальных или максимальных цен; установление предельных уровней рентабельности; установление фиксированных, предельных размеров надбавок (наценок) в оптовом и розничном торговых звеньях; установление определенных правил или условий определения и применения цен; декларирование цен.

УСТАНОВЛЕНИЕ ФИКСИРОВАННЫХ ЦЕН.

Государство может фиксировать цены тремя способами:

1.введение государственных прейскурантов цен

2. «замораживание» свободных рыночных цен

3.фиксирование цен предприятий- монополистов.

1.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЙСКУРАНТНЫХ ЦЕН приводит к двум важным экономическим последствиям: возникновению дефицита при росте спроса на товар; Возникновению явных ценовых диспропорций, вызванных практикой установления ценовых дотаций. (такие дотации необходимы, если оптовые цены складываются выше розничных)

«ЗАМОРАЖИВАНИЕ» на определенное время рыночных цен в странах с развитой рыночной экономикой оказалось крайне неэффективным, т. к. государству по тем или иным причинам приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию.

ФИКСИРОВАНИЕ ЦЕН ПРЕДПРЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ предполагает установление либо ценового потолка, либо ценового пола. Политика ценового потолка (установление предельных максимальных цен), которая используется в отраслях естественной монополии, например, электроэнергетике, нефтегазовой промышленности. Политика ценового пола (установление предельных минимальных цен), используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции.

В настоящее время предельные минимальные цены установлены согласно ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 марта 2011 г. N 23 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ МИНИМАЛЬНЫХ ЦЕН НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ (ЖИВОТНОВОДСТВА), ЗАКУПАЕМУЮ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД» на молоко, свинину, крупный рогатый скот для убоя, мясо крупного рогатого скота и др.

Также в настоящее время предельные минимальные цены утверждены на такие виды экспортируемых товаров как грибы, ягоды свежие, кожевенное сырье, соль, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, лесоматериалы и т.д.

Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ МАКСИМАЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ЦЕН.

Максимальная цена – основная форма государственной регулируемой цены, определяющая верхний предел изменения цены, устанавливаемая на большинство регулируемых видов товаров (услуг). При этом покупатель и продавец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше установленного предела. Устанавливаются на основные виды сырья, материалы перерабатывающей промышленности, потребительские товары.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ МИНИМАЛЬНЫХ (ЗАЩИТНЫХ) ЦЕН практикуется на определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции, а также ликероводочную и другую алкогольную продукцию). При этом устанавливается предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовать (закупать) эти товары.

Регулирование цен путем установления их предельных уровней предполагает ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ЦЕН, т. е. их регистрацию и утверждение в соответствующих по подчиненности органах ценообразования. В соответствии с Законом РБ «О ценообразовании», декларирование цен - это регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами, включенными в Государственный реестр, предельных уровней цен (тарифов) на выпускаемую продукцию.

Перечень документов, которые предоставляются в органы ценообразования для декларирования цен, определен в «ПОСТАНОВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 июня 2007 г. N 121 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ЗАНИМАЮЩИХ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»

Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимают органы ценообразования, осуществляющие регулирование цен, исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состояния предприятий.

Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется, прежде всего, в отношении продукции (услуг) естественных монополий. Отдельных товаров «временных» монополий, в отношении структурно-определяющих видов продукции (услуг), которые оказывают влияние на уровень цен в других секторах производства. А также в отношении важнейших социально-значимых товаров (услуг).

В целях стабилизации макроэкономической ситуации в РБ, обеспечения устойчивых тенденций роста, в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации Президентом РБ или Советом Министров могут вводится общие параметры ограничения роста цен (инфляции), вплоть до временного замораживания цен.

Существуют особенности ценообразования на продукцию организаций-монополистов. Критерием для отнесения организаций к монополистам является предельная величина доли хозяйствующего субъекта на рынке по данной товарной позиции. Размер доли устанавливается Государственным комитетом по антимонопольной политике:

· По товарам народного потребления для 1 субъекта 30%, для 2-х – 54 %, для 3-х – 72 % и для 4-х – 75 %.

· По продукции производственно-технического назначения: для 1 – 45 %, для 2 – 67 %, для 3 – 86 % и для 4 – 100 %.

Государственным комитетом по антимонопольной политике ежегодно определяется реестр (перечень) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынка РБ.

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках состоит из 3 разделов:

1 раздел включает предприятия, в отношении которых регулируются отдельные параметры деятельности, в т. ч. и ценовые:

2 раздел включает предприятия. За деятельностью которых ведется наблюдение;

3 раздел включает предприятия, относящиеся к естественной монополии.

Существуют также местные реестры монополистов, утверждаемые в облисполкомах.

Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступающим в сговор хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Различают следующие виды монопольных цен: (самостоятельно),

1.Монопольно высокая цена – устанавливается с целью получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

2.Монополно низкая цена при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

3.Монопсонически низкая цена устанавливается хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Признаки монопольных цен могут служить:

· Повышение цены в результате преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса или скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т. е. преднамеренного снижения качества продукции при формально неизменной величине выпуска (реализации);

· Скрытое повышение цены, т. е. неизменность цены при снижении качества;

Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить :

· Создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

· Покупка продукции по ценам ниже того уровня. Который бы сложился на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли на среднеотраслевом уровне;

· Не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на рынке, путем снижения собственных издержек за счет поставщика.

Признаки монопольных цен выявляются как прямым сравнением фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями конкурентного рынка, так и косвенно, путем сопоставления динамики цен, объемов производства, прибыли, рентабельности и других показателей со среднеотраслевыми.

Для организаций-монополистов установлено 3 вида контроля ценообразования:

1.УСТАНОВЛЕНИЕ ФИКСИРОВАННЫХ ЦЕН, ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ.

Виды фиксированных цен были рассмотрены в первой теме. На услуги (коммунальные, бытовые, железнодорожного транспорта) фиксированные цены устанавливаются в виде повышающих коэффициентов на ранее установленные ставки. Все виды фиксированных цен обязательны для всех хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и формы собственности.

2.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ЦЕН. Предельные уровни устанавливаются по продукции. Имеющей особую социальную значимость и определяющей общий масштаб цен.

Государственное регулирование предельных уровней цены предполагает ее декларирование. Т. е. регистрацию и утверждение предельных уровней цен в соответствующих органах ценообразования.

3.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В этом случае цены не декларируются. В калькуляцию цены включается размер прибыли не выше установленного предельного уровня рентабельности для данного вида деятельности.

Предельный уровень рентабельности по отдельным товарам установлен на:

  Предельный норматив  
  рентабельности (в процентах  
  к себестоимости)  
Товары (работы, услуги) текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви 35
Товары лесозаготовок, топливные брикеты
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание, молоко и молочные товары 15
Мясо и мясные товары
Пищевая соль
Товары издательской и полиграфической деятельности
Прочие товары (работы, услуги)
           

В целях стимулирования структурного и технологического процесса производства, предприятиям по разрешению органов ценообразования предельный уровень может быть повышен.

Если по результатам деятельности предприятие-монополист превысило рентабельность, указанную при декларировании цены, оно обязано снизить цену на эту продукцию и проинформировать об этом органы ценообразования.

При выявлении фактов превышения фактической рентабельности над ее предельным уровнем за счет включения в цену завышенных затрат органы ценообразования имеют право:

1.изъять в доход бюджета разницу, полученную от завышения цен;

2.наложить штраф в таком же размере;

3.наложить штраф за недостоверную информацию в размере 15 % стоимости проданной продукции.

Если фактическая цена не соответствует предельному уровню, зарегистрированному в органах ценообразования, предприятие-монополист должно продекларировать новый уровень цены.

Для этого необходимо предоставлять:

· пояснительную записку;

· отчетную и плановую калькуляции с расшифровкой статей затрат;

· информацию об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики (области);

· показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг).

Органы ценообразования могут запросить дополнительную информацию. В отдельных случаях органы ценообразования могут разрешить организации-монополисту продавать продукцию по свободно-отпускным ценам, если эта продукция произведена сверх государственного заказа.