Механизм ценообразования и необходимость его совершенствования в инновационной экономике.

Сущность и объективная необходимость системы цен. Виды цен и их классификация

Цена как экономическая категория обусловлена существованием товарно-денежных отношений, которые определяются:

1. общественным разделением труда,

2. неоднородностью труда

3. наличием различных форм собственности,

4. экономической самостоятельностью отдельных хозяйствующих субъектов

ЦЕНА представляет собой денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это овеществленный в товаре труд товаропроизводителя.

Экономическая сущность цены появляется в выполняемых ею функциях, которые тесно связаны с действием объективных экономических законов.

В условиях инновационной экономики цена выполняет следующие функции:

· информационную; распределительную; сбалансированности спроса и предложения; стимулирующую; обеспечение доходности; размещение производства.

Информационная функция цены проявляется в распространении важных оперативных сведений: о наличии либо отсутствии товара, себестоимости производства; товарных рынках, о наиболее выгодных направлениях развития деятельности организации.

Распределительная функция цены выражается в том, что размер цены на ресурсы зависит от их редкости. Чем дефицитнее ресурс, тем выше его цена. В результате потребители стремятся покупать меньше дорогостоящего товара и заменяют его более дешевым. Тем самым обеспечивается рациональное распределение ресурсов между потребителями.

Функция сбалансирования спроса и предложения заключается в том, что

· цена свидетельствует о диспропорциях в сферах производства и обращения, что требует принятия мер по их преодолению.

· служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением.

· через цену осуществляется взаимосвязь производства и потребления.

Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшения качественных параметров товаров, обновление ассортимента, оптимизация структуры потребления, сокращение нерациональных поставок и т. д.

Функция обеспечения доходности – проявляется в том, что организация стремится установить такую цену на свою продукцию, чтобы обеспечить максимальный доход при определенном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек.

В современных условиях хозяйствования возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капитала в те сектора экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса.

 

 

Объектом регулирования в механизме ценообразования является система цен, которая представляет собой совокупность взаимоотношений по поводу формирования и использования цен в инновационной экономике. Объективная необходимость существования системы цен заключается в воздействии с их помощью на интересы производителей с целью повышения эффективности общественного производства.

Она включает: виды цен; типы установления цен; систематизация цен по объектам собственности; систематизация цен по уровням управления.

Выделяют несколько видов цен: отпускная, розничная, закупочная.

Отпускная цена – цена, применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию (товары, работы, услуги) со всеми покупателями, за исключением населения.

Розничная цена – цена, по которой товар реализуется населению.

Закупочная цена – цена, по которой закупается сельскохозяйственная продукция.

Следует различать понятие «цена закупки».

Цена закупки (оптово-отпускная цена) – это отпускная цена для организации- покупателя с добавлением оплаченной части оптовой надбавки, транспортных и других расходов, связанных с закупкой товара.

Типы установления цен:

1.свободная цена

2.регулируемая цена

2.1.фиксированнная цена

2.2.предельная цена.

Свободная цена – цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения.

Регулируемая цена – цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами или определяемая субъектом ценообразования (юр. лицом или предприн.) с учетом установленных определенных ограничений.

Фиксированная цена – регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Предельная цена – регулируемая цена, величина которой ограничена нижним и верхним пределами. Нижний предел цен целесообразно предусмотреть на сырьевую продукцию, не вошедшую в госзаказ, с целью обоснования критериев ее экспортирования. Верхний предел необходимо устанавливать на важнейшие топливно-энергетические ресурсы, импортируемые товары народного потребления и на социально-значимые товары и услуги.

 

Основным элементом рыночных отношений является цена, механизм формирования которой называется ценообразованием.

В рыночных условиях осуществляется саморегулирование механизма ценообразования, т. е. установление цен в соответствии со спросом и предложением товаров, постоянным изменением условий производства, распределения, обмена и потребления продукции или товара.

В любой экономике система ценообразования включает в себя: (рис.1)

· механизм ценообразования;

· систему цен.

В рыночном механизме ценообразования целесообразно выделить механизмы:

· государственно-общественного управления (регулирования)

· рыночного самоуправления ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них – на интересы производителей в соответствие с общественными потребностями структуры и эффективности общественного производства.

Государственно-общественное управление предполагает реализацию таких управленческих функций, как планирование, регулирование, контроль, организация.

Планирование включает:разработку республиканских цен на важнейшие виды продукции по номенклатуре, согласованной с регионами, разработку прогноза изменения цен.

Регулирование предполагает:введение или отмену ценовых или других ограничений; непосредственное изменение уровня отдельных цен, налоговых ставок или ставок других платежей; фиксирование или замораживание цен на какой-то период.

 

СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ