Виды и структура цен

Состав и уровень цены зависят от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен (рис.8.1.).

Рис. 8.1. Виды цен по стадиям товародвижения

Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем, в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Структура цен

Цена товара, которую определяет предприятие-производитель, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов или дотации.

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать налог на добавленную стоимость, акцизы, различные отчисления во внебюджетные фонды и т.п. В отдельных случаях для уменьшения цены государство может выплачивать изготовителю или потребителю дотацию.

Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они идентичны отпускной цене предприятия-производителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги, предусмотренные законодательством.

Однако в торговле используют множество видов цен, что обусловлено особенностями организации актов купли-продажи. Например, мировые цены, биржевые котировки, справочные и прейскурантные цены, цены заказов и предложений, цены фактических сделок, удельные стоимости, индексы внутренних и внешних торговых цен, тарифы.

Рассмотрим кратко некоторые из них

Внешние (мировые) цены -складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки производства товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.

Виды внешних цен:

v базисная цена - используется для определенного сорта или качества товара. Она может служить в качестве исходной величины для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от согласованных в контракте, и ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем.

v фактурная цена (цена купли-продажи) - определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. (их снабжают одним из следующих указаний:"сиф","фоб","фор", "франко" и др.).

Ø "Сиф" (стоимость, фрахт, страховка) - продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки, таможенные расходы и страховку груза до того момента, когда груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себя все расходы после пересечения товаром линии борта судна.

Ø "Фоб" (свободен на борту) - означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз.

Ø "Фор" (свободен на рельсах) - продавец за свой счет должен доставить на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель.

Ø "Франко-условие" продажи, при котором продавец должен доставить товар в определенное место. Он несет все расходы по перевозке и страховке груза до места назначения, указываемого в цене ("франко-завод поставщика", "франко-станция отправления", "франко-потребитель"и т.п.).

v Удельная цена - цены средние за единицу мощности, производительности, массы или иного параметра, важного для данного товара.

Внутренние цены-цены, складывающиеся на национальном рынке.

v Биржевые цены цены по сделкам, заключаемым на бирже через биржевые котировки. Виды биржевых цен:

Ø цена спроса - цена товара, предлагаемая покупателем,

Ø цена предложения - цена товара, предлагаемая продавцом,

Ø контрактная цена - фактическая цена по биржевой сделке,

Ø котировальная цена - фактическая типичная (средняя) цена по биржевым сделкам за определенный период времени;

Ø твердая цена - цена, согласованная при заключении контракта и не подлежащая изменению в ходе его выполнения;

Ø цена с последующей фиксацией - цена. устанавливаемая в согласованные договорами сроки (на определенную дату или в день поставки товара покупателю);

Ø скользящая цена - применяется в контрактах с длительными сроками поставок,в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно изменяться;

Ø окончательная цена - определяемая по договоренности сторон, с учетом влияния на базовую цену стоимости материалов, рабочей силы, индексов заработной платы в отрасли, производящей продукцию, индексов цен на материалы, используемые для изготовления проданной продукции.

v Монопольная цена - установленная выше или ниже цены производства;

v Прейскурантная цена - справочная цена, устанавливаемая для готовых изделий массового производства.

v Рыночная цена - цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке.

v Тарифы - разновидность прейскурантных цен, устанавливаемых на отдельные виды услуг