Разновидности мировых цен.

1. Справочные цены – цены, которые печатаются в справочниках, выпускаемых ООН и органами статистики национальных государств. Международным бизнесом они рассматриваются как наиболее достоверные, но они имеют ограниченную доступность, т.к. справочники издаются в определенный период времени.

2. Цены бирж или биржевые котировки. Эти цены формируются котировочными комитетами бирж, считаются официальными, общедоступными. Они не ограничиваются временем, т.к. предлагаются ежедневно. Биржевые котировки показывают реальный спрос и реальное предложение на каждый день. Однако, на уровень биржевых оказывают влияние природно-климатические условия как форс-мажорные, политические условия и цели спекулятивного капитала и скорость его движения в МЭ, экономические и политические интересы определенных государств, либо картельных соглашений.

В настоящее время в формировании биржевых котировок усиливается неопределенность, и прежде всего, она связана с тем, что нарушено равновесие между финансовыми и товарными рынками.

3. Цены тендеров или торгов. Это цены, которые формируются в результате конкурсов, проводимых тендерными комитетами, когда четко определяется качество продукции. Цены определяются участниками и представляются комитетом в конвертах. В средние века такие цены получили название «цены закрытых конвертов». Цена, в средние века, должна была определиться комитетом за период времени «пока горит свеча». Предполагалось, что цены определяются, открыто и предлагаются всем участникам.

В настоящее время существует 2 методики формирования цены:

1) Предполагает определение цены самого товара со стандартным набором сопровождающих услуг (США).

2) Предполагает, что цена определяется как цена товара плюс стандартные сопровождающие услуги в денежном выражении плюс дополнительные социальные услуги в денежном выражении (РФ, ЕС, Китай).

Ситуация иногда складывается так, что цена по первой методике превышает цену по второй. У США есть давление на выбор их условий.

Цена конкурентна, но в процессе купли- продажи могут использоваться внеэкономические методы (давление, шантаж и др.) выбора участника сделки.

Самый сложный – рынок строительных услуг. В тендерном ценообразовании могут быть использованы исторические и культурные факторы взаимодействия между странами и фирмами.

4. Цены выставок и ярмарок. Особенностью данных цен является их периодичность. Цены действуют до следующей ярмарки или выставки. Таким образом, обращается внимание на стабильность. цены печатаются в каталогах. Считается, что эти цены показывают реальное ценообразование в стране, т.к. на выставке или ярмарке лицом к лицу встречаются покупатель и продавец, но для них существует ограничение по участию в выставках или ярмарках:

a. Затраты на участие (оплата места, командирование, подготовка материалов для участия). Цена участия растет в МЭ, т.о. все дороже участие, но и экономить очень трудно, нередко почти не возможно.

5. Прейскурантные цены – это цены фирм, по которым предлагаются продукты. Оформление данных цен – ценники, где оформляется цена единицы товара, ценовые листы (прейскуранты) или официальные сайты.

Товар без ценового оформления не может быть представлен покупателю.

Прейскурантная цена может меняться в результате изменений условий производства и изменения рынка, конъюнктуры. Эта цена имеет и этическое значение, уважение к покупателю.

6. Расчетные цены – это цены, которые определяются по формулам, представленным в контрактах. Формулу расчета может давать государство, могут определять сами фирмы в процессе заключения контракта. Также используются при купле-продаже машиностроительной продукции, как правило, производимой по заказу. Специфика в том, что ее окончательный расчет появляется в условиях исполнения контракта.

В настоящее время, сложным является определение расчетной цены в строительном секторе.

7. Цены каталогов – цены, которые печатаются в каталогах и действуют в течении определенного периода до издания следующего каталога.

На основе каталогов, как правило, продаются в каталогах товары массового спроса. Цена имеет определенную характеристику, она стандартизирована.

Главной проблемой формирования цены каталога являются определение товаров, на которые будет сформирована цена и представление этих товаров покупателю.

Множественность цен – существует несколько видов цен на один и тот же товар. Предприниматели при заключении контракта выбирают тот вид цены, который их устраивает. На основе данного выбора и формируется цена.

На микро-уровне МЭ формируются цены фирм. В настоящее время, в общей совокупности этих цен оформляется особая их разновидность, получившая название - глобальные цены.

Глобальные цены приобретают все большее значение в МЭ, формируют эти цели - ТНК, которые осуществляют глобальную жизнедеятельность (деятельность компаний на всех основных континентах; считается, что все основные страны имеют деятельность этих компаний; они производят глобальный стандартизированный продукт, который удовлетворяет потребности любого человека).

Глобальная цена формируется по единым унифицированным принципам в головном офисе компании и представляется потребителю любой страны в процессе продвижения продукта.

Глобальная цена в своей основе имеет расчет базисной цены.

P0=TC0+Pro0

 

Нормативные затраты
технологии
Нормативная прибыль

 

 


надбавки, скидки

Kn – коэф. Пересчета

· Доходы

· Таможенные пошлины

· Транспортировка

· Курсы валют

Глобальные компании также вводят скидки и надбавки, связанные с коньюктурой рынка.

Средние и малые компании, как правило, формируют цены, которые дифференцированы по отдельным странам и товарам, когда для каждой страны формируется своя индивидуальная цена. Единые закономерности еще только оформляются.

Таким образом, на микроуровне МЭ действует 2 вида цен:

· Глобальные цены определяются на основе единых принципов расчета (базисная цена), а затем приспосабливаются через коэффициенты к условиям других стран;

· Цены средних и малых компаний сразу рассчитываются по условиям других стран. Расчеты базисной цены не используются или используются очень редко.

Формулы:

1. Расчет оптовой цены производителя.

Оптовая цена производителя = полная себестоимость + прибыль

2. Отпускная цена с НДС = оптовая цена производителя + НДС

Отпускная цена с НДС = полная себестоимость + прибыль + НДС

Имеет 2 системы расчета в РФ

3. Оптовая цена для оптового торговца (цена реализации оптового торговца) = закупочная цена + оптовая надбавка.

Закупочная цена –это отпускная цена с НДС либо оптовая цена предыдущего оптового торговца.

Оптовая надбавка = затраты торговца на покупку/продажу + прибыль торговца + НДС.

4. Розничная цена розничного торговца (цена реализации розничного торговца) = закупочная цена + торговая надбавка.

Закупочная цена –это отпускная цена с НДС, оптовая цена торговца, розничная цена торговца.

Торговая надбавка = затраты разницы на покупку/продажу товара + прибыль + НДС

Государственное регулирование цен.

Официально вводится 02.01.1992 г. Указом президента.

Гос регулируемые цены -это цены, которые определяются непосредственно го с органами власти, либо государство принимает участие в определении окончательного уровня цены.

В настоящее время в качестве гос регулируемых цен рассматриваются цены на продукцию естественных монополий, а также цены на социально-значимую продукцию.

Цены на продукцию естественных монополий.

В РФ, в настоящее время, определяются 2 вида естественных монополий с точки зрения сферы их деятельности:

1. Федеральные, национальные;

2. Региональные.

В качестве федеральных монополий рассматриваются энергетические сети, почтовые сети, спутниковая связь, РЖД, Росатом, Роснано, Газпром и т.п..

В качестве региональных монополий рассматриваются ЖКХ, междугородний и пригородный транспорт, городской пассажирский транспорт, производство электроэнергии.

В связи с этим в 1992 году были определены основные субъекты, которые имеют право регулировать цены:

· Гос. Дума;

· Обл./республиканские органы власти.

Естественные монополии обладают правом расчета цен самостоятельно, но окончательное решение об уровне цены принимает государство через законодательные акты.

На федеральном уровне монополии подают документы об изменении цены в федеральную службу по тарифам (ФСТ). Эта служба имеет свои расчеты цен на продукцию естественных монополий. Эти цены называются расчетными. Согласительная комиссия рассматривает обе цены. Как правило, монополии завышают цены, определяя это завышение потребностью в инвестициях. Следующий этап рассмотрения цены – это правительство. Последний этап – принятие закона об изменении цен.

Формула расчета цены:

P = P0*K,

P – цена следующего периода,

P0 – цена предыдущего периода,

K>1 – повышение цены ,

K<1 – понижение цены.

В настоящее время планирование идет на 1 год, а прогнозирование – на 3 года.

Цены естественных монополий формулируют особый вид инфляции затрат. Изменение цен естественных монополий приводит к скачку цен общего уровня цен в стране.

 

Социально – значимые продукты.

Эта группа в гос регулирование появилась в 2005 г. В силу необходимости регулирования рынка жизненно важных лекарственных средств.

В 2007 г социально – значимая продукция – это товары первой необходимости в качестве продуктов питания.

Лекарства: цена производителя должна быть указана на упаковке, чтобы самостоятельно определить уровень надбавки при покупке лекарств.

Регулируемая надбавка.

Контроль за ценами и качеством осуществляет Росздравнадзор.

Продукты питания: рост цен на продукты питания заставил государство сформулировать систему контроля над ценами, двухмерную.

1. Федеральная – 28.12.2009г. был принят ФЗ – «Об основах гос регулирования торговой деятельности в РФ». В законе были сформированы все основные параметры контроля за торговой деятельностью , включая взаимоотношения торговли с партнерами и потребителями. Особое внимание уделили качеству.

15.06.2010 г. Постановление правительства, где определялся уровень цен на перечень товаров первой необходимости.

2. Региональная – на этом уровне принимаются законы и постановления о регулировании цен на продукты питания. Регионы предлагают мониторинг цен, определение соотношение качество – цена, ограничение торговых надбавок.

Однако, и федерации, и регионы могут сами устанавливать цены, если в течении 30 календарных дней подряд рост цен составит 30% и больше, цены будут устанавливаться государством на срок 90 дней.

Методы регулирования.

1. Прямые;

2. Косвенные.

Прямые методы гос регулирования цен.

1. Метод фиксации цены предполагают, что гос органы власти рассчитывают цены на товары и услуги, которые предлагаются гос организациями.

2. Метод регулирования предельного уровня коэффициента изменения цены (регулирование цен естественных монополий).

3. Метод регулирования предельного уровня цен (max/min)/ цена денег ЦБ, МРОТ.

4. Метод регулирования предельного условия оптовых торговых надбавок.

Торговля рассматривается как самая гибкая отрасль экономики, она может, как быстро появляться, так и быстро исчезать на отдельных территориях. В связи с этим государство должно крайне осторожно регулировать торговлю. Торговля на основе надбавок может обеспечивать инфляционный рост цен. Такая инфляция называется инфляцией торговых надбавок. Такую инфляцию могут регламентировать конкуренция и государство. Торговля очень критично относится к гос регулированию, но признается при этом, что продовольственные товары первой необходимости должны находиться под контролем государства (свинина, говядина, курица, хлеб, мука, масло, чай, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки, вермишель, крупа гречневая, соль).

5. Метод регулирования предельного уровня рентабельности используются в государственных компаниях, в холдингах с гос участием, когда определяют max уровень рентабельности.

6. Метод декларирования цен используются для предприятий, которые занимают долю риска 35 – 65%. Такое положение называется доминирующим.

> 65%, то переход к естественной монополиям. Данные предприятия должны оформлять изменения цен декларацией цен, предоставляемой в ФАС. Данная организация рассматривает и дает разрешение на изменение или неизменение.

ФАС может по суду предоставить компаниям административное или уголовное наказание. Административное – 0 -15% штрафные санкции от оборота компании.

7. Метод замораживания цен. Впервые использовался Рейганом, в РФ с окт. 2007 по май 2008 гг. по политическим причинам.

Преимущество замораживания в том, что цены на товары первой необходимости не увеличиваются.

Недостаток – всплеск цен после замораживания. В РФ всплеска цен в 2008г. Не получилось.

Тема: Контрактная цена.

1. Любая сделка состоит из 3х последовательных этапов: подготовка – сбор информации, определение 3х видов цен:

a. Цена потребителя (4%: поиск, покупка, потребление, ликвидация);

b. Цена конкурента.

2. Что-то

3. Исполнение контракта

 

Тема 3. Трансфертные цены.

Проблема трансфертных цен активно обсуждается в РФ в связи с тем, что с 1.01.12 г. вводится изменения в НК. Эти изменения, прежде всего, касаются функции трансфертной цены и ее налогообложения. Принятие законодательных актов о трансфертных ценах прошло долгий путь, т.к. впервые трансфертные цены в современном виде появились в вертикально интегрированных компаниях в 90х гг. сам законодательный акт обсуждался а РФ в течении 8 лет. Главным положением было лоббирование крупного бизнеса. Трансфертные цены – это внутренние цены компании, когда одно подразделение компании продает свою продукцию другому подразделению. Также называются административными т.к. они формируются на основе приказа Совета директоров и других органов власти компании. Трансфертные цены могут действовать в национальных компаниях и в международных, как особый вид цен.

Трансфертные цены начали формироваться в 20х г. XX в. В автомобильных компаниях США. Первые публикации цен появились в 40е гг. первое крупное издание по трансфертным ценам появилось в 1965 г. Это международное исследование считается раритетным о закономерностях.

Считается, что механизм трансфертных цен очень похож на коммерческий расчет периода НЭПа и хоз расчет, который вводился реформой 1965 г.

В настоящее время, в мировой практике считается закон «о трансфертных ценах», США.

Принцип формирования трансфертных цен.(Тр.Ц.)

1. Принцип прибыльности Тр.Ц. Прибыль рассматривается на 2х уровнях: высший– прибыльность подразделений. Тр.Ц. должны поддерживать оптимальный уровень прибыли на 2х уровнях. Но если нужно будет выбрать, то как правило, это будет высший уровень.

2. Принцип сочетания административного и рыночного управления. Тр.Ц. по этому принципу должен формироваться с учетом уровня и динамики рыночных цен. Однако, введение в действие трансфертных цен подчиняется решению руководства фирмы, также как и их изменение.

3. Принцип «ножниц цен».
при формировании принципа учитываются следующие факторы:

a. Прибыльность компании в целом;

b. Прибыльность подразделений;

c. География размещения подразделения;

d. Виды продуктов, выпускаемых подразделениями.

Подразделения работают на основе системы закупочных цен и цен реализации. Совет директоров определяет методы расчета цен, а также их общий уровень. Менеджмент подразделения знает, какое будущее готовится подразделению, когда принимается о трансфертных ценах.

1. Если подразделение определяется как развивающиеся, то закупочные цены советом директоров могут занижаться, а цены реализации на готовую продукцию завышаться. Т.о. данные подразделения получают возможность изымать часть прибыли у других подразделений на основе разницы цен.

2. Если подразделение готовится к банкротству или продаже, то главная задача – изъятие прибыли: закупочные цены завышаются, а цены реализации – занижаются.

Принцип учета затрат.

Предполагает, что затраты нормируются с учетом действующих технологий, определяются направления экономии затрат.

1. Главными направлениями в МЭ считаются замена натурального сырья на нефтехимическое, смешанное.

2. Экономия на з/п персонала.

3. Управление гибкими затратами.

Однако, экономия затрат не всегда может быть эффективной, а также экономия затрат имеет свои ограничения (экономия сырья).

При введении Тр.Ц. компании как правило, осуществляют анализ существующей структуры затрат. В результате определяются провалы в управлении затрат, и определяется направление по совершенствованию учета затрат.

При введении Тр.Ц. изменяется место и роль менеджмента в компании, а также вводится внутри компании коммерческая тайна. Эта тайна является серьезной, глубокой и не каждое гос учреждение получает информацию. Затраты на Тр.Ц. определяют внутреннюю деятельность компаний и, как правило, на основе Тр.Ц. можно реально оценить стоимость продукции.

Формула Тр.Ц. формируется вышестоящими органами управления, и, как правило, известно только подразделению, которое рассчитывает эту услугу.

Субъекты Тр.Ц.

Ими являются взаимозависимые лица. В ФЗ - №227 «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» от 18.07.11 г. Действуют с 1.01.12 (закон о трансыерных ценах)

Это:

1. Организации, если одна из них имеет долю участия более 25%;

2. Это физическое лицо и организация, если физическое лицо также имеет долю участия более 25%;

3. Организации, если одно и то же лицо, прямо или косвенно участвует в деятельности организации его доля более 25%;

4. Организация или лицо, которое имеет полномочия по назначению исполнительных органов власти, если доля участия более 50%;

5. Если организация имеет более 50% участия, может устанавливать решением одного лица;

6. Если организации управляются одним лицом;

7. Если физическое лицо вступает во взаимоотношения с супругой, детьми, родственниками, то отношения считаются взаимозависимыми.

Методы образования трансфертных цен

 
Фирма средняя и крупная, работая по Тр.Ц. также продает свою продукцию и по рыночным ценам. Т.о. одна и та же продукция может предоставляться по 2м видам цен. Эти цены могут различаться по уровню.

 

Рыночная цена
Рыночная цена
рекомендуемые
СД
ДП
НХК
Опт. Орг-ия
Розничная организ.
Транспорт. Орган.
Машиностороит. завод
Научноисследов. Лабор-и
Корпоративные унив-ты
Внешний рынок компании
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
ТЦ
Внутренний рынок компании, где формируются D и S

 


ТЦ регулируют внутренний оборот компании, т.е. движение денег и товаров в массы. Если все подразделения компании находятся на территории одной страны, то тогда мы имеем дело с национальной компанией. Все ТЦ выражаются в рублях и контролируются российским законодательством. Однако, таких компаний становятся все меньше.

Если хотя бы одно подразделение находится за границей, то компания начинает принимать статус международной, и ТЦ могут включать в себя таможенные пошлины, а также комиссионное вознаграждение посредников. Движение продукции через границу по ТЦ контролируется уже 2мя государствами и здесь наиболее важным является налог на прибыль (в каком государстве он останется).

1. Метод рыночных цен.

Считается, что 30% ТЦ формируются по этому методу. ТЦ рассчитывается на основе рыночной цены. Однако, ТЦ не включает в себя определенные расходы фирмы.

ТЦ = РЦ – (транспортировка на рынок + Реклама + деятельность посредников)

Т.о. движение рыночной цены определяет и движение ТЦ. Это дает возможность фирме привязать подразделение к рыночной конъюнктуре. Есть одно условие: рыночная цена по уровню может быть min, средняя и max. Именно средняя рыночная цена должна использоваться для определения ТЦ. Ср. уровень – это статистическая информация; рассчитанный уровень (сам-но).

Преимущества:

1. ТЦ получают достоверную основу;

2. Внутри компании создается микроклимат.

Недостатки:

1. ТЦ на основе рыночных могут искажать внутри;

2. Между подразделениями может усиливаться конкуренция и это приведет к сложным взаимоотношениям.

Затратный метод.

Доля его – 37% во всем объеме. Предполагает расчет цены на основе формирования полной себестоимости и нормативной прибыли. Затраты рассматриваются как нормативные, плановые и фактические, переменные и постоянные, предельные.

Преимущества:

1. Простота использования;

2. Использование методик, которые ускоряют расчет;

Недостатки:

1. Отрывает подразделение от внешнего рынка компании

2. Персонал подразделения получает уверенность, что затраты будут окупаться.

В целом считается эффективным методом при условии экономии затрат.

Метод договорных цен.

Менеджерам подразделений разрешается подписывать договоры друг с другом по купле – продаже. Если менеджеры не могут договориться, то администрация компании предлагает решать спор в арбитражной комиссии компании.

Данный метод имеет преимущества с точки зрения свободы ценообразования компании.

Главный недостаток – затраты времени на подписание договоров.

Правила трансфертного ценообразования.

1. Использование средней рыночной цены;

2. Max ТЦ – это цена, по которой покупающее подразделение может купить.

3. Если покупающее подразделение может купить продукцию по более низкой цене, то следует ли разрешить покупать на внешнем рынке? – то, как выгодно компании в целом.

4. Если продающие подразделения не может продать? – то, что прибыльнее для компании в целом.

Государственный контроль за трансфертными ценами.

Вопросы, решаемые государством:

1. Определение контроля цен НК, действующих в рамках национальной экономики;

2. Контроль за компаниями, работающими в МЭ.

Home country Foreign country
Внут. логист
Пр-во
Внеш логист
обслуж

 
  3-4 экспорт 2-3-4 производство и реализация

ТЦ

Национальное государство может контролировать цены на основе системы ценообразовании, сложившейся в данном государстве.

Начинает копировать виды деятельности в зависимости от целей компании.

ТЦ, как цены международного оборота развиваются, сфера действия этих цен увеличивается.

Государство внимательным образом оценивает взаимозависимость партнеров. Нужно определить специфику взаимозависимости и доказать, что она напрямую влияет на цены.

Государство определяет методы контроля за ТЦ в новом законе «о трансфертных ценах». Обеспечивает сравнение ТЦ с рыночными ценами, с ценами конкурентов и предлагается несколько методов.

1. Метод сопоставляемых рыночных цен (главный). Предполагается, что рыночная цена выше ТЦ. В связи с этим рыночные очищаются от некоторых видов затрат. Формируется расчетная рыночная цена. ТЦ должна быть равна расчетной рыночной цене.

Позиция государств: ТЦ могут быть механизмом ухода от налогов.

2. Метод цен последующей реализации. Расчет уже будущей реализации с учетом сложившейся практики.

3. Затратный. Анализ затрат на производство продукции.

4. Метод сопоставляемой рентабельности. Анализ рентабельности данной фирмы и конкурента на предмет занижения/завышения рентабельности.

5. Метод распределения прибыли. Рассматривается распределение прибыли между головным офисом и подразделениями и сравнивается с конкурентами.

Принцип: если 1ый метод не подходит, то переходят ко 2му и т.д.