Уровень мировой экономики.
Тема 2. Виды цены.
Функции цены.
1. Функция регулирования спроса и предложения.
Цена рассматривается как гибкий элемент регулирования наряду с количеством продукции, которое также участвует в регулировании спроса и предложения.
Преимущество цены состоит в том, что она может быстро реагировать на изменение спроса. Однако, при определении данной функции необходимо учитывать эластичность спроса по цене (эластичный/ не эластичный)
Цена может регулировать спрос, когда он эластичный. Если существует высокая степень неэластичности спроса по цене, тогда цена может потерять или значительно уменьшить свое влияние на равновесие спроса и предложения (индивидуальные лекарства, табак, алкоголь)
2. Функция регулирования, распределения ресурсов и доходов между субъектами экономики.
Среди журналистов эта функция называется «богатый становится богаче, бедный - беднее» или «закон джунглей: выживает сильнейший».
Цена, ее уровень и динамика определяет доступ к ресурсам, а значит и будущие доходы, которые будут формироваться в результате использования ресурсов.
a. Определяет и уровень дифференциации цен. Дифференциация выстраивается по 3м уровням. Эти уровни фиксируются государством, и государство определяет различие в ценах по каждому из уровней.
Высокий доход => высокое качество => высокие цены
Средний доход => среднее качество => средние цены
Низкий доход => низкое качество жизни => низкие цены
В основе лежит наследство, которое считается отправной точкой.
В странах БРИГС сильные отличия между высокими и низкими доходами, высокий уровень разрыва между доходами. Стандарт 1:10.
b. Определение среднего уровня дохода и среднего уровня цен. Средний доход определяет положение среднего класса. По этому показателю оценивается конкурентоспособность странны. Они позволяют сформировать массовое потребление и массовое производство.
Формула цены, которая определяется для современного ценообразования:
I.
II.
Формула 1 используется для статистики, для определения цены на определенную дату.
Формула 2 используется для определения цены с учетом динамики изменчивости цены в определенный период.
Виды цены в современных условиях рассматриваются на 3х уровнях:
1. Мега-уровень – уровень мировой экономики;
2. Макро-уровень – уровень национальной экономики;
3. Микро-уровень.
В МЭ в настоящее время рассматривают 2 подуровня:
1. Макро-уровень МЭ ;
2. Микро-уровень МЭ.
Такое структурирование системы цены не связано с тем, что в конц 20го века быстрыми развивался процесс глобализации, который усиливал взаимодействие субъектов МЭ. В связи с этим особое значение в ценообразовании начинают приобретать в МЭ 2 субъекта: международные институты и ТНК. В качестве международных институтов сегодня рассматривается МВФ, ВТО (торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью), международная торговля (создана международным бизнесом с целью формирования документов по регулированию процесса), различные биржи, где формируется вопрос ценообразования по стандартизированным товарам.
В качестве особого субъекта на макро-уровне выступают национальные государства, которые участвуют в формировании вопросов цены: цена валюты, таможенные пошлины, НДС и др.
Особую роль играют ТНК, организации, которые действуют в определенных странах и определяют цену для потребителей этих стран. В конце 20го века эти цены получают название «глобальные цены».
На макро-уровне перечисленные субъекты участвуют в формировании, так называемых «мировых цен». Таким образом, в настоящее время в мировой экономике определены 2 вида цен: мировые цены и глобальные цены компании.
Мировые цены- это цены регулярных сделок по купле - продаже больших партий товаров, которые выражаются в свободно-конвертируемой валюте. Основными валютами считаются – доллары, евро, фунты стерлингов, швейцарские доллары.