Цена в монетах

Тема 1. Цена и ее функции.

Лекция 1

Ценообразование

Не историки ни экономисты не могут определить время возникновения цены, называется период формирования цены – это разложение первобытного общества. Форма выражения цены определялась сначала как товарная, а затем как денежная. Возникнув эти формы, сопровождали жизнь человечества на протяжении всей его истории. Товарная форма – бартерная форма цены, денежная так и остается денежной. Впервые о денежной форме написал Аристотель его определение:

Современное определение цены:

1. Цена - это денежное выражение стоимости товара.

2. Цена – это денежное выражение затрат на производство и реализацию товара.

С Аристотеля начинается, определение факторов влияния на цену. Действия этих факторов определяет гибкость/ изменчивость цены.

Факторы:

1. потребности человека. Удовлетворение потребностей заставляет человека осуществлять поиск необходимых продуктов. Часть продуктов человек производит сам, но часть продуктов человек должен получить на рынке – через куплю – продажу.

2. специализация производителей на производстве определенного продукта и их затраты. Уже тогда было ясно что затраты имеют особое значение для формирования цены обмена. Затраты – основа цены.

3. цена денег оказывает влияние на уровень цен (проблема инфляции).

4. спрос и предложение. Потребители на основе дохода имеют разный доступ к товарам, а в связи с этим покупатели могут покупать разное количество и качество товаров, что в конечном итоге отображается в движении спроса. Имея разную совокупность ресурсов в своих руках, может производить разное качество и количество товаров, что в свою очередь выражается в предложении товара. Таким образом, были определены 2 основных субъекта формирования цены.

5. конкуренция. Между производителями, потребителями и между производителем и потребителем за качество, количество и цену.

6.Гос. Регулирование –государство оказывает влияние на ценовой процесс. Функции государства:

A.социальная

B.цена выполняет фискальную функцию (роль играет

общей уровень цены и сама структура).

Таким образом, сущность цены были сформированы философами, еще на ранней стадии развития человечества, эта сущность сегодня признается экономистами от теории на практике, для экономистов сущность и факторы рассматриваются как аксиома. Однако, с развитием глобализации начинает происходить явления которые изменяют отношение к цене, появляются новые виды цен, но главное – меняется взаимоотношение между потребителем и производителем. С 85 года считается главный субъект ценообразования – потребитель. В России такое признание осуществлено в 92м году с принятием закона о защите прав потребителей.

1. Цена –это форма выражения отношений собственности на ресурсы. Анализируется:

a) Государственная социалистическая цена. Формировалась на основе общественной собственности на ресурсы, субъектом являлось государство (потребитель ó государство -> гос.предприятия)

b) Рыночная цена. Начинает расширят свое влияние в мировой экономике с 1978г. – год начала реформ в Китае. (85г. – СССР. 91г. – Индия). Формирование цены осуществляется частными собственниками. (потребительские доходы<=потреб. ó производитель => совершенствование ресурсов производства). Производитель имеет в своих руках совокупность ресурсов, она позволяет осуществлять выбор в процессе производства и купли – продажи. До середины 20го века у массового потребителя в руках была ограниченная совокупность ресурсов.

Производитель был ограничен в ресурсах, прежде всего в финансовых. В этих условиях количество и разнообразие продукции было ограничено, что позволяло производителю осуществлять господство над потребителем при формировании цены. Однако, во второй половине 20го века (60гг.) начинается процесс изменения положения субъектов в ценообразовании. Потребитель постепенно становится главным субъектом т.к. значительно увеличивается его благосостояние, увеличивается разнообразие продукции, производитель начинает зависеть от выбора потребителя. Описанный процесс спасается развитой страной (большая 7ка). Страны БРИГЗ находятся на первом этапе.

2. Цена -особая форма партнерских отношений между субъектами.

Партнерство предполагает, что потребитель и производитель имеют разную совокупность ресурсов в руках и разные интересы. В процессе формирования цены партнеры должны учитывать разнообразие поведения субъектов и уметь формировать компромиссы. Уступки могут быть в денежной форме и в натуральной. Однако, глобальный экономический кризис показал, что обратной стороной партнерских отношений являются – диктат и шантаж. Диктат и шантаж основаны на том, что субъекты имеют разную совокупность ресурсов, а значит разную силу и власть на рынке.

3. Цена – это форма выражения экономической власти субъекта.

Власть дает право управлять ценой:

А. уровень цены;

B. динамика;

C. уважение субъекта ценообразования.

4. В 90х гг. начинает формироваться виртуально-электронная система. В связи с этим выявляется новая цена, действующая по старым законам, но имеющая новую форму выражения – электронная (виртуальная) цена. В результате человечество получается 3 формы выражения цены: товарная, денежная, электронная. Происходит параллельное развитие 2х форм производства и продажи:

А. традиционная форма производства и продажи

B. электронная форма

5. цена –это мистическое явление. Такой вывод делается во второй половине 20го века, не только в развитых странах, но и в СССР. Исследователи полагают, что до сих пор, человечество не до конца знает содержание цены. Считается, что цена на столько сложна для понимания человека, что пока он не может до конце узнать что внутри цены. Такие выводы делаются на основании того, что человек может попасть под гипноз цены/ подчинится цене не осознавая того. Особенно считаются подверженные этому гипнозу жители мегаполиса, основной формой проявления этой зависимости проявляется поведение «охотника за скидками». При этом самое опасное в том, что главными охотниками за скидками является средний класс. 2я форма проявления – шопоголизм, когда человек не зависимо от своей воли, узнать цену, не обязательно купить.