ПРА-1 и другие
Выбираем программу "Microsoft Excel". Щелкаем мышью. Перед нами открыт рабочий документ с ячейками, в которые мы должны занести данные переменных величин. Так, к примеру, в ячейку А1 мы вносим данные Х, а в ячейку В1 данные У. На панели инструментов в строке "Меню" выбираем команду "Сервис", подводим мышь к строке "Анализ данных", щелкаем. Перед нами открылись Инструменты анализа. Выбираем строку "Регрессия", помечаем, щелкаем мышкой до тех пор, пока перед нами не появится окно "Регрессия" с входящими интервалами У и X. На рабочем листе, где уже записаны в ячейках данные X и У помечаем мышкой только числовые данные, т.е. ставим курсор в начало области X и протягиваем до конца числовых значений. Перед нами появится бегущая строка, обрамляющая значения X из пунктирных линий. В окне "Регрессия" справа мы видим, что появились данные, т.е. с какой по какую ячейку мы ввели. Запись может выгладить примерно следующим образом: $А$2:$А$5 в зависимости от того, сколько числовых значений X мы ввели. Затем кнопкой мыши мы нажимаем на значок с красной стрелочкой справа, т.е. как бы "закрепляем" эти значения за входным интервалом. После этого мы нажимаем еще раз, пока не появится окно. Далее проводим аналогичные действия с данными У. Нажимаем кнопку ОК и выводим итоги решения.
Например, для однофакторной функции спроса:
при насыщенности рынка на уровне 73-75% искомая функция спроса имеет вид:
у = 2,1969 + 0,897х, где Д = 96,9%.
Кроме того, выводятся доверительные интервалы, стандартная ошибка, t-категорий, F-тест (смотрите распечатку, вывод итогов).
Вывод (предварительный). Несмотря на рост цен, в условиях неполной насыщенности потребительского рынка спрос будет продолжать увеличиваться.
Вторая распечатка имитирует поведение спроса в зависимости от двух фактов:
;
;
,
при насыщенности потребительского рынка на уровне 78-80%. Искомая функция имеет вид:
у = 44,735 – 3,454х1 + 20,3964х2.
В данном случае Д = 93,8%.
Вывод (предварительный). Несмотря на рост цен, повышение уровня покупательной способности в условиях неполной насыщенности потребительского рынка – спрос по-прежнему увеличится.
Ниже приведена оценка моделей:
; ,
выявленных на основе ПРА-1. (Смотрите распечатки 3 и 4).
Рекомендуются программные продукты: SPSS, ARIMA (Т.А.Дуброва): ППП Excel (И.И.Елисеева) и другие, смотрите список литературы.
Эти и другие подобные продукты позволяют оперативно осуществлять расчеты по выявлению различных эконометрических функций. Отдельные программные продукты позволяют отбирать наиболее подходящие (адекватные) функции для решения как отдельных, так и комплекса экономических задач.