Автомобили первой помощи

 

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах.

Время следования к месту вызова занимает до 20 % от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

В настоящее время основные ПА общего применения создаются
на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др. Они все имеют большие габариты и массу. Это ограничивает возможности АЦ в ряде современных городских условиях реализовать свои динамические характеристики. Поэтому в последние годы стали использовать грузовые автомобили малой грузоподъемности для создания пожарных автомобилей первой помощи (АПП). Эффективность их обусловлена тем, что в городских условиях они могут прибывать на пожары значительно быстрее, чем АЦ на шасси большой грузоподъемности. Кроме того, они оборудованы на неполноприводных шасси и более экономичны по эксплуатационным расходам.

Для эффективного использования АПП должны удовлетворять ряду требований. При грузоподъемности шасси до 1,5 т масса пожарно-технического вооружения должна быть не менее 800 кг. Полная масса АПП при этом составит 2,5–3,5 т, а необходимый внутренний объем кузова для размещения оборудования должен быть не менее 3,5 м3. При мощности двигателей шасси порядка 65–70 кВт удельная мощность может достигать значений 18–25 кВт/т. Общий вид АПП представлен на рис. 8.36.

1
2
3
4

 

 


Рис. 8.36. Автомобиль первой помощи:

1 – шасси ГАЗ-2705; 2 – кабина расчета; 3 – размещение пенобака

и мотопомпы; 4 – кассета (решетка для ПТВ)

 

Расчет на АПП должен быть не менее четырех человек; запас огнетушащих веществ – в пределах 300–500 кг, пожарных рукавов – не менее 50 м, а также насос с подачей до 4 л/с и ПТВ массой 60–100 кг.

Результаты испытаний АЦ-40(130)63А и анализа испытаний АПП
на шасси УАЗ-452 выявили ряд достоинств автомобиля первой помощи.

Прежде всего, оказалось, что превышение средней скорости следования на пожар АПП составляет около 40 % по сравнению с такой же скоростью АЦ-40(130)63А.

При следовании на пожар в экстренном режиме возрастает вероятность аварийных ситуаций из-за увеличения числа случаев отрыва колес
от поверхности дороги и бокового скольжения при маневрах автомобиля. И по этому показателю АПП оказался лучшим.

Вероятность появления аварийной ситуации при торможении также уменьшается в 2–2,5 раза.

На всех городских маршрутах увеличение средней скорости следования на пожар достигается за счет увеличения частоты и времени использования высших передач и уменьшения числа переключения передач.

На эффективность применения АПП большое влияние оказывает протяженность маршрута следования на пожар. По их протяженности можно выделить три интервала. Это маршруты до 2 км – здесь нет явного преимущества АПП по времени прибытия. Маршруты от 2 до 6 км –
на них АПП имеет стабильное преимущество по сравнению
с АЦ-40(130)63А. На маршрутах, протяженность которых более 6 км, преимущества АПП незначительны.

Замена одной автоцистерны на АПП экономически не всегда выгодна. Такая замена выгодна, если число выездов за год на пожары в жилой сектор более 70 %. При условии, если маршруты следования имеют протяженность от 2 до 6 км, то на 25–40 % уменьшится продолжительность следования по вызову и на 15–20 % уменьшаются эксплуатационные расходы, главным образом, по экономии топлива.

По параметрам основных показателей они мало различаются: у них очень близкие значения мощности двигателей; они мало отличаются друг от друга по запасу вывозимой воды и пенообразователя; имеют большие значения удельной мощности (до 20–25 кВт/т) и, следовательно, могут развивать высокие скорости движения, достигающие 100 км/ч и более.
Однако они очень сильно различаются по оснащению ПТВ, компоновками. Некоторые параметры АПП указаны в табл. 8.6 и 8.7.

Из таблиц следует, что АПП имеют достаточные запасы воды, а некоторые и пенообразователь. Удельная мощность АПП находится в пределах 18–22 кВт/т, что обеспечивает достаточно высокие скорости следования на пожары. В кузовах АПП возможно размещать пожарно-техническое вооружение и гидравлический спасательный инструмент.

Таблица 8.6

 

Показатели Размер- ность АПП-0,3-0,2 ГАЗ-33021 АПП-0,3-2,0 ГАЗ-33023 АПП-0,4-2 ГАЗ-33023 АПП-0,4-2 ГАЗ-330273
Мощность переносного генератора кВт
Количество / мощность прожекторов шт./кВт 2/1,5 2/1,0
Высота подъема мачты м
Мотопомпа МПВ-2/400-60 Fire-Skid НЦПВ- 4/400 НЦПВ- 4/400
Подача л/с 0,8
Напор м
Длина шланга рукавной катушки м
Предприятия ПО ОАО «Пожтехника» г. Торжок «Восток» г. Иркутск

Таблица 8.7

 

Показатели Размер- ность АПП-0,3-0,2 АПП-0,3-2,0 АПП-0,4-2 АПП-0,4-2
Марка шасси ГАЗ-33021 ГАЗ-33023 ГАЗ-33023 ГАЗ-330274
Колесная формула 4 2 4 2 4 2 4 4
Мощность двигателя кВт
Число мест расчета чел.
Вместимость цистерны для воды л
Вместимость пенобака л
Полная масса кг
Скорость км/ч

 

На выпускаемых промышленностью АПП устанавливаются мотопомпы или насосы с большими напорами. Предприятие ПО «Восток» устанавливает на АПП пожарный насос НЦПВ-4/400 отечественного производства. Предприятие ОАО «Пожтехника» рекомендует переносные мотопомпы. Каждая из них имеет автономный привод. Это расширяет возможности рационального использования водоисточников.

На АПП-0,3-0,2 на шасси ГАЗ-33021 возможна установка мотопомпы Fire-Skid с подачей воды 0,4 л/с при напоре 2 450 м. На этом же АПП имеется переносной генератор мощностью 6 кВт и прожекторы, которые возможно устанавливать на мачте высотой 5 м.

В городских условиях применение АПП скажется на уменьшении ущерба от пожаров.

 

 

Контрольные вопросы

1. Показатели назначения основных пожарных автомобилей.

2. Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн. Назначение. Работы, выполняемые на них.

3. Основные типы водопенных коммуникаций АЦ с насосами ПН-40УВ. Их анализ.

4. Водопенные коммуникации автоцистерн с насосами НЦПН-40/100.

5. Порядок заполнения автоцистерн от естественного водоисточника.

6. Подача воды и раствора пенообразователя из цистерны и пенобака.

7. Классификация пожарных автоцистерн.

8. Анализ пожарных автоцистерн с лестницами.

9. Автомобили насосно-рукавные. Назначение, оборудование. Работы, выполняемые с их помощью.

10. Пожарные автомобили первой помощи. Особенности оборудования и их применения.