Гендерные различия в одаренности.
Эрика Ландау, психотерапевт.
Подростки: девочки – менее любопытны, более склонны к конформизму (связывает это с биологической причиной). Отсюда угасание женской одаренности в подростковом возрасте.
Чиксентмихайли.
Одаренные мальчики верят в себя, а одаренные девочки имеют более низкую самооценку.
Связывает с социальными факторами:
– одаренных мальчиков уважают больше, чем девочек;
– высокие достижения у девочек вызывают недоверие у окружающих; у мальчиков – наоборот.
Э.Ландау.
Наиболее трудно девочкам между двумя братьями. Лучше, если она – единственный ребенок или старшая.
В азиатских странах все совсем наоборот, женская одаренность здесь не исчезает.
«Мифы» об одаренности.
1. Одаренным все дается легко, без труда и усилий.
2. Одаренные рождаются только у одаренных родителей.
3. У нас все одаренные.
4. Если одарен, значит – пробьется; зачем ему помогать…
5. Одаренный должен учиться вместе со всеми.
6. Одаренные – милые, приятные дети, с которыми легко работать.
Билет 26.
Проблема «Я» в психологии, теоретические предпосылки создания «Я–концепции» (У.Джемс; Ч.Кули, Дж.Мид; З.Фрейд, Э.Эриксон; К.Роджерс, А.Маслоу).
В зарубежной психологии понятия самосознания нет, но есть и активно развивается понятие, в первом приближении напоминающее самосознание.
«Я–концепция» – это совокупность всех представлений человека, установок человека относительно себя.
Теоретические предпосылки «Я–концепции» БернсаГИ.