ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛН
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ПЛАН
ЛЕКЦИЯ
Отбор лексики связан с решением двух вопросов:
а) определение единиц и принципов отбора;
б) разработка процедуры отбора.
Наиболее обоснованной и практически целесообразной единицей отбора ЛМ яв-ся слово-значение.
Под принципами отбора принято понимать измерите-е признаки и показатели, на основе которых производится оценка лексики. По характеру признаков и показателей все принципы можно разделить на три взаимосвязанные группы:
I группа- статистические принципы;
II группа- методические принципы;
III группа- лингвистические принципы
Первая группа объединяет принципы, действующие на основе стилистических признаков и показателей. Они дают возможность определить количес. харак-ки лексики и выделить слова, чаще всего встр-ся в конкретном языковом материале. Основными принципами отбора, которые входят в эту группу яв-ся частотность и распространенность. Под частотностью принято понимать суммарное количество употреблений того или иного слова в отдельном источнике для совокупности источников. Под распространенностью понимается количество источников, в которых данное слово встречалось хотя бы один раз.
Принцип частотности имеет два недостатка: он дает достоверные показатели в рамках первой тысячи наиболее частотных слов. И некоторые слова вст-ся одинаково часто во всех источниках, другие же, показывая высокую частотность в одном источнике, совсем не появ-ся в других.
Принцип распро-сти имеет тоже ограниченные измерительные возможности, поскольку он указывает на регулярность появления слова, а не на его удельный вес в совокупности исследуемых источников. Поэтому для отбора слов необходимо комплексное использование показателей частотности и распрос-сти. Таким общим исходным показателем яв-ся употребляемость слова, под которой надо понимать свой-во слова встречаться в каком-то количестве источников с определенн-й частотой. Именно употр-сть слова дает необходимые харак-ки, на которые должна ориентироваться методика преподавания ИЯ.
Вторая группа принципов ориентируется на цели обучения и, соотвест-но, на принадлежность слов к темам, зафиксированным в программах. В эту группу, помимо принципа соответствия установленной тематике, входят принцип описания понятий и семантический принцип. Последний означает необходимость включения в минимум слов, которые не только соответствуют изучаемой тематике, но и отражают наиболее важные ее понятия.
В третью группу входят следующие принципы:
1. принцип сочетаемости слов, согласно которому ценность лексики
опреде-ся в зависимости от ее способности сочетаться с другими
словами.
2. принцип словообразовательной ценности
3. принцип многозначности слов.
4. принцип стилистической неограниченности
5. принцип строевой способности.
Вопрос о том, какими принципами необходимо пользоваться в каждом конкретном случае , зависит от цели и условий обучения, от объема минимума и от принадлежности слов к активным или пассивным. При отборе активного словаря использ-ся принципы I и II групп, а также некоторые принципы III группы.
При отборе пассивного словаря учит-ся принципы I группы, а также семантическая и словообразовательная ценность слов, их многозначность и тематическая соотнесенность.
Что касается процедур отбора, то известно, что пассивн. словарь отбирается на основе выборок из письмен. источников , а активный - либо на основе анализа диалогич. пис. речи, либо фонограмм звучащей разговорно-литературной речи, записанной в ситуациях естеств. общения.