I .Лексические навыки в различных ВРД

ПЛАН

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ЛЕКЦИЯ 13

I. Лексические навыки в продуктивных и рецептивных ВРД

II. Отрицательное и положительное влияние родного языка при обучении лексике

III. ТИПОЛОГИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

IV. ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА

V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

VI. УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ

Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую стр-ру,состоящую из ряда уровней, каждый их которых характеризуется собственным набором языковых ( знаков).На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, устойчивые сочетания, речевые клише. За курс обучения в средней школе уч-ся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь их использовать в различных ВРД,т.е. овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать ЛЕ на слух и при чтении.

По мнению М.-Б. ЛН можно рассматривать и как компонент речевого навыка и как самостоятельный элементарный навык. Впрочем, на этот счет имеются и др. точки зрения. Так, В.А. Бухбиндер не считает ЛН элементарным, так как различает в нем способность совершать две операции: операцию сочетания ЛЕ друг с другом и операцию включения элементов речевых образцов в речевые образцы. У С.Ф. Шатилова ЛН также не элементарен, он включает два основных компонента: словоупотребление и словообразование Две операции связывает с ЛН и Е.И. Пассов: операцию вызова и операцию сочетания слова. М.-Б. определяет ЛН есть способность автоматизированно вызывать из ДП слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения). Он характеризуется автоматизированностью, устойчивостью, самостоятельностью, обусловленностью, репродуктивностью.

Мус-я: ЛН- приобретенная способность к оформлению чувственного опыта индивида путем соотнесения речевого замысла с лексич. значениями и средствами их выражения (Горчев А.Ю.).Под ЛН можно понимать автоматизмы , интуитивно правильного словоупотребления и словообразования , а также понимания слов и их сочетаний в процессе рецепции в соотве-вии с ситуациями общения и контекстом.

ЛН - автоматизированное действие по выбору ЛЕ адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированое восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи.

ЛН диффер-ся как активные, репродуктивные, когда автоматизированно осущ-ся оперирование лексикой ИЯ в процессе активного общения, и рецептивные, когда автоматизированно реализуется узнавание и понимание иноязыч. лексики в ходе таких ВРД , как аудирование и чтение.

Рассмотрим лексические навыки продуктивных ВРД (говорения и письма)

а) Лексические навыки говорения, т.е. навыки оперирования словами (выбор соответствующего слова, сочетание слов, замена одних слов другими и т.п.).Исследователи выделяют следующую группу операций, которые составляют лексический навык говорения :

- припоминание и выбор (актуализация " узловых " слов во внутренней речи в соответствии с ситуацией общения) ;

- реализация сочетаний слов, включение " узловых" слов в синтагму,т.е." вызов" слов, связанных с данными словами, и объединение ихв готовые синтагмы (Догоназде Н.Р., c.63);

- замещение свободного места в высказывании в сочетании с смысловым соответствием и правильным оформлением выбранной лексической единицы;

- ситуативное использование лексической единицы в составе синтагмы во внешней речи - в высказывании говорящего для реализации его замысла.

б) При использовании активных ЛН П обучаемые выполняют те же операции, что в процессе говорения.