Виды способностей, их характеристика. Модели интеллекта в психологии. Гендерные и возрастные особенности развития интеллекта.

 

Виды способностей:

1. Общие – такие, которые необходимы для успешного выполнения любого вида человеческой деятельности.

творческие способности– способность к созданию нового;

 

интеллектуальные способности– это способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым, изменяющимся условиям;

 

обучаемость– способность к усвоению социо-культурного опыта.

Структура способности:

1) темп усвоения;

2) глубина;

3) устойчивость усвоения;

4) чувствительность к помощи/подсказка.

 

социальные– умение контактировать с окружающими;

 

речедвигательные, моторные.

 

2. Специальные – такие, которые необходимы для выполнения успешных видов человеческой деятельности.

танцевальные;

математические;

музыкальные;

литературные;

спортивные, и т.д.

 

Это деление очень условно, т.к.:

– любая специальная способность включает в себя общую;

– всякая общая способность может рассматриваться как специальная при определенных условиях;

– всякая специальная способность может рассматриваться как общая в отношении более узких видов деятельности.

 

Теплов.

Не существует в жестком смысле слова общих и специальных способностей.

Следует говорить лишь об общих и специальных моментах, способностях и одаренностях. И чем более высокого порядка та или иная способность, тем теснее ее связь с общим базисом.

 

Дружинин.

Наша психика работает в 3-х режимах:

– прием информации (обучаемость);

– ее обработка/переработка (креативность);

– применение (интеллект).

 

Интеллект – это способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым, изменяющимся условиям.

 

Классификации интеллекта (теории интеллекта):

2 большие группы:

1. Обыденные теории интеллекта – обыденное представление людей об интеллекте.

2. Психометрические теории интеллекта.