Виды способностей, их характеристика. Модели интеллекта в психологии. Гендерные и возрастные особенности развития интеллекта.
Виды способностей:
1. Общие – такие, которые необходимы для успешного выполнения любого вида человеческой деятельности.
– творческие способности– способность к созданию нового;
– интеллектуальные способности– это способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым, изменяющимся условиям;
– обучаемость– способность к усвоению социо-культурного опыта.
Структура способности:
1) темп усвоения;
2) глубина;
3) устойчивость усвоения;
4) чувствительность к помощи/подсказка.
– социальные– умение контактировать с окружающими;
– речедвигательные, моторные.
2. Специальные – такие, которые необходимы для выполнения успешных видов человеческой деятельности.
– танцевальные;
– математические;
– музыкальные;
– литературные;
– спортивные, и т.д.
Это деление очень условно, т.к.:
– любая специальная способность включает в себя общую;
– всякая общая способность может рассматриваться как специальная при определенных условиях;
– всякая специальная способность может рассматриваться как общая в отношении более узких видов деятельности.
Теплов.
Не существует в жестком смысле слова общих и специальных способностей.
Следует говорить лишь об общих и специальных моментах, способностях и одаренностях. И чем более высокого порядка та или иная способность, тем теснее ее связь с общим базисом.
Дружинин.
Наша психика работает в 3-х режимах:
– прием информации (обучаемость);
– ее обработка/переработка (креативность);
– применение (интеллект).
Интеллект – это способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым, изменяющимся условиям.
Классификации интеллекта (теории интеллекта):
2 большие группы:
1. Обыденные теории интеллекта – обыденное представление людей об интеллекте.
2. Психометрические теории интеллекта.