Критерии разграничения омонимии и полисемии

Классификация омонимов

При систематизации единиц лексической категории ученые считают целесообразным выделять ее центр и периферию. В центре, или ядре, категориальные признаки рассматриваемых единиц проявляются наиболее отчетливо и ярко, а по направлению к периферии «стираются». Центр лексической омонимии, по В.В. Виноградову, образует полная и частичная омонимия, а периферию составляют смежные с омонимией явления. Полными, или абсолютными, омонимами называются такие лексические омонимы, которые совпадают в написании и звучании во всех грамматических формах: ключ1 (бьющий из земли) и ключ2 (к решению задачи), кулак1(сжатый) и кулак2 (зажиточный). Омонимы, относящиеся к одной части речи, но совпадающие не во всех грамматических формах, называются неполными, или частичными. Например, лук1 (зеленый) и лук2 спортивный): первый не имеет формы множественного числа; бор1 (дремучий) и бор2 (хи-

мический элемент): второй омоним не имеет формы множественного числа; настаивать1 (траву) и настаивать2 (на решении задачи): первый глагол является переходным, а второй – нет. От лексических омонимов следует отличать омонимы структурного типа, который представлен тремя разновидностями: омофонами, омографами, омоформами. Омофоны – слова, одинаково звучащие, но отличающиеся написанием: старожил (села) и сторожил (огород); лук и луг; компания (друзей) и кампания (посевная).

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения: з'амок и зам'ок; кр'ужки и кружк'и, д'ухи и дух'и.

Омоформы – слова, совпадающие в звучании и написании только в отдельных грамматических формах и относящиеся чаще всего к разным частям речи: печь (пироги) и печь (затопили); мой (карандаш) и мой (посуду), три (рубля) и три (сильнее), пасть (зверя) и пасть (смертью храбрых).

Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Для этого можно воспользоваться несколькими критериями: этимологическим, словообразовательным, синтаксическим, семантическим и др.

Суть этимологического критерия состоит в определении родственных связей происхождения. Если значения связаны общим происхождением, то чаще всего говорят о полисемии, если – разные по происхождению, то это омонимы: клуб (дыма) – исконно русское, клуб (по интересам) – заимствовано из английского языка. Проверка этимологических связей осуществляется по словарям.

Словообразовательный критерий заключается в подборе однокоренных слов и сравнении словообразовательных цепочек. Слова–омонимы имеют различные словообразовательные ряды, в них отсутствуют сходные члены. У многозначных слов в рядах обязательно есть одинаковые или близкие члены. Сравним два ряда: Мир1 «вселенная, земной шар» – мировой, всемирный, мирской. Мир2 «согласие, отсутствие войны» – мирный, перемирие, мириться.

При сравнении рядов одинаковых членов не обнаруживается, следовательно, рассматриваемые слова являются омонимами. При синтаксическом (синтагматическом) способе анализируется синтагматика слов, т.е. выявляются и сопоставляются сочетаемостные связи.

Если значения анализируемых слов имеют одинаковую или сходную сочетаемость, то это свидетельство многозначности, если сочетаемость различная, то это омонимия. Например, дача приятеля (чья? кого? требует одуш. сущ.) и дача показаний (чего? сочетается с неодуш. сущ.).

Суть семантического критерия состоит в обнаружении одинаковых или близких сем, которые выявляются при подборе синонимов. Если подобранные синонимы между собой синонимичны или обнаруживают общие семы, то перед нами – полисемия. Ср. синонимические ряды: коренной (житель) – исконный, основной, первоначальный и коренной (вопрос) – главный, основной, первостепенный. В синонимических рядах есть близкие по значению слова, значит это значения одного полисемного слова. А, например, слова такт (в музыке – метрическая единица) и такт (умение вести себя) являются омонимами, потому что их значения никак не связаны друг с другом. Проблема разграничения омонимии и многозначности стоит перед исследователями достаточно остро и решается ими по-разному в зависимости от того, каким критерием воспользуется основу ученый. Поэтому одни и те же слова могут быть даны в словарях по-разному, создавая тем самым определенную трудность для учеников.