Билет 19.
Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.
К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят еще и способности.
Способности характеризуют различия между людьми по уровню выполнения деятельности.
В зарубежной литературе акцент ставится либо на достижения (часто отождествляются достижения и способности), либо на задатки.
1. Способности свобятся к достижениям.
Способность = успех/«цена».
НО: Влияют еще и др. факторы (в т.ч. характер).
=> способности ¹ достижения (не тождество).
«–»зарубежной психологии – недостаток теории.
2. Отождествление способностей и задатков.
Не все способности наследуются. 95% определяется средой.
Отечественная психология.
Существует 2 направления:
1. Личностно-деятельностный подход.
(Ананьев, Артемьева, Ковалев, Мясищев, Платонов, Рубинштейн, Мерлин, и т.д.).
Способности – свойства личности, но не все, а только те, которые обеспечивают успешность выполнения деятельности.
(акцент – на психологическую составляющую способностей).
2. Функционально-генетический подход.
(Голубева, Ильин, Климов, Лейтес, Шадриков, и т.д.).
Способности – психические функции и процессы, которые складываются под влиянием генотипа и развиваются в процессе деятельности.
(акцент – биологические, физиологические характеристики, на задатках).
Оба подхода взаимосвязаны. Не противоречат др. др. Дают разный угол зрения.
(1) – более характерен для общей психологии.
(2) – для дифференциальной психологии.
Личностно-деятельностный подход.
Теплов.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успех в выполнении деятельности и не сводятся к приобретенным ЗУНам, но могут их включать, и облегчают их усвоение (овладение ЗУН).
Из этого определения возникают проблемы/вопросы:
1. Соотношение способности и деятельности.
2. Соотношение способности и личности.
3. Соотношение способности и опыта.
4. Способности и задатки (как соотносятся, как переходят из одного в др., как развиваются).