Понятие о многозначности как исторической категории
План
Языке
Семантическая структура слова в современном русском
Лекция № 14 (2ч.)
Контрольные вопросы
Литература
1. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избр. труды. Лексикология. Лексикография. – М., 1972.
2. Касаткин Л.А., Клобуков Е.В, Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.
3. Новиков Л. А. Семантика русского языка: Уч. пособие. – М., 1982.
4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. – М., 2001
5. Уфимцева А.А. Лексическое значение (принцип семасиологического описания лексики). – М., 1972.
6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2003.
1. Почему слово считают центральной, «узловой» единицей языка?
2. В чем заключается трудности при определении слова? Какие основные подходы сложились к определению слова в современной лингвистике?
3. Каковы основные признаки русского слова?
4. Какие слова находятся на периферии лексической системы и почему?
5. Как представлена типология ЛЗ в русском языке?
Цель лекции –дать понятие полисемии и типов полисемии, рассмотреть типы переносных значений.
1. Понятие о многозначности как исторической категории.
2. Типы переносных значений многозначного слова.
3. Семантическая структура многозначного слова. Типы полисемии.
4. Функции полисемных слов.
Большинство употребительных слов в русском языке имеют не одно, а несколько значений. Способность слова иметь несколько значений называется многозначностью, или полисемией. Слово, имеющее несколько значений, называется многозначным словом, или полисемантом. Каждое отдельное значение многозначного слова называется лексико-
семантическим вариантом (ЛСВ). Примерами слов с несколькими ЛСВ могут служить слова стол (1. вид мебели; 2. совокупность блюд; 3. учреждение), аудитория (1. помещение для занятий; 2. слушатели), окно (1. отверстие в стене здания для света и воздуха; 2. просвет, отверстие в чем-либо; 3. ничем не занятое время, промежуток в расписании) и др.
Первоначально каждое слово, по-видимому, является однозначным. Однако, в процессе развития языка слова в результате его употребления «обрастают» все новыми значениями, особенно если они употребляются часто и в нескольких областях. Чем чаще слово употребляется, тем больше у него значений (исключения из этой закономерности есть, но они достаточно редки).
Вообще, причин развития вторичных, или производных, значений несколько:
1. Человеческое сознание безгранично, а ресурсы языка ограничены, поэтому мы вынуждены обозначать одним знаком разные предметы, но сходные в нашем представлении, связанные ассоциативными отношениями. Следовательно, полисемия способствует экономии языковых ресурсов.
2. Более существенно то, что многозначность отражает важнейшее свойство познания и мышления – обобщенное воспроизведение действительности. Развитие многозначности способствует развитию мыслительных операций. Следовательно, полисемия не только экономит наши речевые усилия, но и является удобным способом хранения информации о мире.