Этапы поведенческого аудита.

Понятие и цель поведенческого аудита.

Лекции 7. Поведенческий аудит.

  1. Понятие и цель поведенческого аудита.
  2. Этапы поведенческого аудита.
  3. Эффективность метода модификации поведения.

Завершающий этап взаимодействия человека и организации – это управление и модификация поведения работника в целях реализа­ции индивидуальных и групповых интересов и достижения необхо­димой организационной эффективности.

Ф. Лютенс и Р. Крайтнер разработали алгоритм модификации ОП, т.е. ими была предложена и описана технология модификации. Основное звено данной технологии – сбор исходной информации. В качестве единиц наблюдения выступают различные формы поведения, связанные с работой, именуемые поведенческими событиями (ситуациями).

Поведенческий аудит основополагающий элемент рефлексивного поведения организации, направленного на повышение эффективности. Задача поведенческого аудита заключается в выявлении ключевых поведенческих событии, относящихся к конкретному виду трудовой деятельности, и влияющих на ее результаты.

Поведенческий аудит - интерактивный систематический и документированный процесс, который основывается на наблюдении за действиями работниками во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком или местом, и последующей беседе между работником и аудитором.

Целью поведенческого аудита является предоставление объективной информацию о критически значимых формах поведения, наличии функциональных форм поведения, частоте появления дисфункционального поведения.

В соответствии с этим функциональные виды поведения требуют положительного подкрепления, а дисфункциональные – негативного подкрепления или наказания.

Поведенческий аудит предполагает:

1. Немедленное исправление опасного поведения.

2. Немедленную поддержку или поощрение безопасного поведения и тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования безопасности.

3. Выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности.

4. Определение корректирующих мер.

Поведенческий аудит дает возможность контролировать риски производственного характера и профессиональных заболеваний, повышать эффективность производства, является эффективным механизмом обучения, дает возможность оценить, насколько действия персонала следуют процедурам и правилам, как выполнять работу более безопасно.

Основные этапы поведенческого аудита: идентификация, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, внедрение.

1. Идентификация -выявление форм поведения, связанных с тру­довой деятельностью. На этом этапе выявляются ключевые формы поведения, или поведенческие события, которые оказывают существен­ное воздействие на деятельность организации (производство, прода­жу изделий или обслуживание клиентов).

Процесс выявления ключевых поведенческих событий осуществ­ляется двумя путями, отличающимися способом получения первич­ной информации.

Первый путь подходит для решения проблем конкретного менеджера. В качестве источника первичной информации ис­пользуется опрос непосредственных руководителей и самих исполните­лей.

Второй путь: заключается в проведении регулярного поведенчес­кого аудита, к которому привлекается внутренний штаб­ной персонал и (или) внешние консультанты.

Выявлению ключевых поведенческих событий способствует со­блюдение следующих методических принципов:

· Практичность(рекомендуется рассматривать только те формы поведения, которые напрямую связаны с трудовой деятельностью и оказывают очевидное влияние на ее результаты);

· Измеримость - фиксируемые формы поведения должны быть доступны для наблюдения и количественной оценки.

На этом же этапе подлежащие записи поведенческие события должны быть не только зафиксированы, но и дифференцированы:

· на функциональные (способствующие выполнению производственных задач);

· на дисфункциональные (которые отвлекают от производствен­ных задач или сказываются на них отрицательно).

2. Измерение поведенческих событий,которое осуществ­ляется на основе материалов, собранных на первом этапе. Результаты измерения могут привести к уточнению или пересмотру первоначаль­ных представлений (исходной позиции) менеджмента о статусе пове­денческих событий, как ключевых.

Цель измерения, проводимого на втором этапе, состоит в том, чтобы выявить ключевые формы поведения на основании количественной оценки частоты их повторения.

3. Функциональный анализ поведения -проводится после выявления ключевого поведения, относящегося к данной дея­тельности, когда определена частота соответствующих поведенчес­ких событий.

Функциональный анализ в литературе по ОП известен как ABC-анализ (английская аббревиатура на­звания метода, которая образована из первых букв слов: antecedent (предпосылка), behavior (поведение) и consequence (последствие) и заключается в выявлении как предпосылок А, так и результатов С поведенческого события В.

Он методологически целиком опирает­ся на бихевиористскую теорию научения, согласно которой знание предшествующих и ре­зультирующих ситуаций имеет решающее значение для понимания, предсказания и контроля поведения людей вообще и в организации в частности.

Функциональный анализ находит практическое применение и мо­жет быть использован, когда менеджеры сталкиваются с неожиданны­ми негативными изменениями в поведении подчиненных. Он позволя­ет обнаружить не только предпосылки, являющиеся стимулами такого поведения, но и последствия, которые его подкрепляют, выявляет кон­курирующие ситуационные факторы для каждого вида поведения.

3. Внедрение –этап поведенческого аудита,цель которого состоит в усилении и повышении частоты вос­произведения функциональных форм поведения и (или) ослаблении и уменьшении частоты дисфункционального поведения.

Наиболее эф­фективными в зависимости от ситуации являются стратегии позитив­ного подкрепления и комбинирования наказания и позитивного под­крепления.

Стратегия позитивного подкрепления или поощрение, выступает в качестве позитивного способа контроля поведения, в то время как негативное подкрепление - форма негатив­ного контроля.

Негативный контроль, заключающийся в различного рода нака­заниях, можно считать традиционным и наиболее широко применяе­мым и в современной практике менеджмента.

Различие между этими двумя способами внешнего контроля связано и с характером внутрен­них побуждений, лежащих в основе того или иного поведения, отно­сящегося к работе.

Позитивный контроль, основанный на позитивном подкреплении, как показывает практика, гораздо более эффективен и устойчив, чем негативный.

Кроме того, он способствует созданию в организации (под­разделении) существенно более (по сравнению с негативным) здоро­вого и благоприятного для продуктивной работы климата.

Позитивный подкрепляющий фактор, применяемый в стратегии вмешательства в рамках модификации ОП, может быть любым, лишь бы он усили­вал формы поведения, обеспечивающие эффективность производ­ственной деятельности. Чаще всего считают, что логичным, а иногда и единственным позитивным подкреплением, доступным менеджеру, являются деньги.

Поми­мо денег другими факторами позитивного подкрепления, весомыми, доступными практически всем менеджерам, ответственным за поведе­ние работников, и не требующими затрат, являются социальные сти­мулы (внимание, признание) и оценка деятельности, выполняющая функцию обратной связи.

Эти подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, признание и обратная связь) могут эффективно применять­ся в качестве результативной стратегии в рам­ках модификации ОП для повышения трудовых показателей работников.

Широкое применение находит стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепле­ния. Несмотря на очевидные преимущества позитивного контроля, в ряде поведенческих ситуаций применение наказания для ослабления и уменьшения частоты нежелательного поведения ока­зывается необходимым. Это справедливо особенно в отношении небе­зопасных видов поведения, которые необходимо срочно пресекать.

Вы­ход заключается в умелом комбинировании наказания и позитивного подкрепления таким образом, чтобы при первой возможности обязатель­но отметить желательное поведение тем или иным способом, напри­мер, знаками одобрения.

При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы ни при каких обстоятельствах наказание не оказывалось единственной формой реа­гирования руководителя на дисфункциональное поведение.

Будущим руководителям необходимо знать, что например выговор за тот или иной про­ступок вовсе не гарантирует того, что это данный проступок не повто­рится в отсутствие внешнего контроля. Также известно, что систематические наказания чреваты состояниями тревожности или озлоблен­ности, хронической неудовлетворенностью или стрессом.

Но самая сложная проблема, возникающая с применением нака­зания, состоит в психологической трудности, обусловленной сменой (руководителем) роли наказывающего на роль поощряющего. Укоре­нившаяся привычка к наказаниям как средству контроля поведения может быть связана как с личностными особенностями руководителя, так и обусловлена свойствами культуры организации или среды, в ко­торую она погружена. Поэтому освоение позитивных средств контро­ля требует серьезной и кропотливой совместной работы руководите­ля и службы персонала.

Оценка результатов внедрения производится с тем, чтобы сделать обоснованные выводы относительно действенности выбранной системы мероприятий и эффективности методики функциональ­ного анализа в целом. При этом в случае если сколько-нибудь значи­мые результаты не наблюдаются, то вся последовательность этапов повторяется до получения удовлетворительных результатов.

Мониторинг результатов внедренияпредполагает осуществление оценки на всех четы­рех уровнях: реакции, научения, изменения поведения и показателей деятельности.

Уровень реакции характеризует отношение персонала, являюще­гося субъектом и объектом функционального анализа, к мероприяти­ям по его применению.

Положительная реакция:

· повышает вероятность эффективного применения данной тех­нологии в организации;

· способствуют получению организационной поддержки;

· дает полезную информацию для разработки последующих про­грамм;

· может повысить эффективность трех других уровней;

· содержит информацию, позволяющую сравнить состояния, как отдельных подразделений, так и положение дел в разные мо­менты времени.

Уровень научения относится к определению степени понимания лиц, применяющих технологию функционального анализа, его теоре­тических основ и сути применяемой методики и ее этапов.

Уровень изменения поведения связан с ответом на вопрос, како­вы масштабы реальных изменений в формах поведения.

Уровень показателей деятельности - наиболее важен, посколь­ку дает ответ на главный вопрос, ради которого используется техноло­гия модификации ОП - произошло ли ожидаемое улучшение показателей производ­ственной деятельности подразделения или организации. Положительная реакция персонала, освоение базовых понятий и изменение поведенчес­ких реакций - это промежуточные цели.

Главная цель - улуч­шение количественных показателей, таких, как объем и качество про­дукции, производительность, текучесть кадров, число прогулов, количество жалоб клиентов, сотрудников, качество медицинских ус­луг, скорость возврата инвести­ций и др.