Этапы поведенческого аудита.
Понятие и цель поведенческого аудита.
Лекции 7. Поведенческий аудит.
- Понятие и цель поведенческого аудита.
- Этапы поведенческого аудита.
- Эффективность метода модификации поведения.
Завершающий этап взаимодействия человека и организации – это управление и модификация поведения работника в целях реализации индивидуальных и групповых интересов и достижения необходимой организационной эффективности.
Ф. Лютенс и Р. Крайтнер разработали алгоритм модификации ОП, т.е. ими была предложена и описана технология модификации. Основное звено данной технологии – сбор исходной информации. В качестве единиц наблюдения выступают различные формы поведения, связанные с работой, именуемые поведенческими событиями (ситуациями).
Поведенческий аудит основополагающий элемент рефлексивного поведения организации, направленного на повышение эффективности. Задача поведенческого аудита заключается в выявлении ключевых поведенческих событии, относящихся к конкретному виду трудовой деятельности, и влияющих на ее результаты.
Поведенческий аудит - интерактивный систематический и документированный процесс, который основывается на наблюдении за действиями работниками во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком или местом, и последующей беседе между работником и аудитором.
Целью поведенческого аудита является предоставление объективной информацию о критически значимых формах поведения, наличии функциональных форм поведения, частоте появления дисфункционального поведения.
В соответствии с этим функциональные виды поведения требуют положительного подкрепления, а дисфункциональные – негативного подкрепления или наказания.
Поведенческий аудит предполагает:
1. Немедленное исправление опасного поведения.
2. Немедленную поддержку или поощрение безопасного поведения и тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования безопасности.
3. Выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности.
4. Определение корректирующих мер.
Поведенческий аудит дает возможность контролировать риски производственного характера и профессиональных заболеваний, повышать эффективность производства, является эффективным механизмом обучения, дает возможность оценить, насколько действия персонала следуют процедурам и правилам, как выполнять работу более безопасно.
Основные этапы поведенческого аудита: идентификация, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, внедрение.
1. Идентификация -выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью. На этом этапе выявляются ключевые формы поведения, или поведенческие события, которые оказывают существенное воздействие на деятельность организации (производство, продажу изделий или обслуживание клиентов).
Процесс выявления ключевых поведенческих событий осуществляется двумя путями, отличающимися способом получения первичной информации.
Первый путь подходит для решения проблем конкретного менеджера. В качестве источника первичной информации используется опрос непосредственных руководителей и самих исполнителей.
Второй путь: заключается в проведении регулярного поведенческого аудита, к которому привлекается внутренний штабной персонал и (или) внешние консультанты.
Выявлению ключевых поведенческих событий способствует соблюдение следующих методических принципов:
· Практичность(рекомендуется рассматривать только те формы поведения, которые напрямую связаны с трудовой деятельностью и оказывают очевидное влияние на ее результаты);
· Измеримость - фиксируемые формы поведения должны быть доступны для наблюдения и количественной оценки.
На этом же этапе подлежащие записи поведенческие события должны быть не только зафиксированы, но и дифференцированы:
· на функциональные (способствующие выполнению производственных задач);
· на дисфункциональные (которые отвлекают от производственных задач или сказываются на них отрицательно).
2. Измерение поведенческих событий,которое осуществляется на основе материалов, собранных на первом этапе. Результаты измерения могут привести к уточнению или пересмотру первоначальных представлений (исходной позиции) менеджмента о статусе поведенческих событий, как ключевых.
Цель измерения, проводимого на втором этапе, состоит в том, чтобы выявить ключевые формы поведения на основании количественной оценки частоты их повторения.
3. Функциональный анализ поведения -проводится после выявления ключевого поведения, относящегося к данной деятельности, когда определена частота соответствующих поведенческих событий.
Функциональный анализ в литературе по ОП известен как ABC-анализ (английская аббревиатура названия метода, которая образована из первых букв слов: antecedent (предпосылка), behavior (поведение) и consequence (последствие) и заключается в выявлении как предпосылок А, так и результатов С поведенческого события В.
Он методологически целиком опирается на бихевиористскую теорию научения, согласно которой знание предшествующих и результирующих ситуаций имеет решающее значение для понимания, предсказания и контроля поведения людей вообще и в организации в частности.
Функциональный анализ находит практическое применение и может быть использован, когда менеджеры сталкиваются с неожиданными негативными изменениями в поведении подчиненных. Он позволяет обнаружить не только предпосылки, являющиеся стимулами такого поведения, но и последствия, которые его подкрепляют, выявляет конкурирующие ситуационные факторы для каждого вида поведения.
3. Внедрение –этап поведенческого аудита,цель которого состоит в усилении и повышении частоты воспроизведения функциональных форм поведения и (или) ослаблении и уменьшении частоты дисфункционального поведения.
Наиболее эффективными в зависимости от ситуации являются стратегии позитивного подкрепления и комбинирования наказания и позитивного подкрепления.
Стратегия позитивного подкрепления или поощрение, выступает в качестве позитивного способа контроля поведения, в то время как негативное подкрепление - форма негативного контроля.
Негативный контроль, заключающийся в различного рода наказаниях, можно считать традиционным и наиболее широко применяемым и в современной практике менеджмента.
Различие между этими двумя способами внешнего контроля связано и с характером внутренних побуждений, лежащих в основе того или иного поведения, относящегося к работе.
Позитивный контроль, основанный на позитивном подкреплении, как показывает практика, гораздо более эффективен и устойчив, чем негативный.
Кроме того, он способствует созданию в организации (подразделении) существенно более (по сравнению с негативным) здорового и благоприятного для продуктивной работы климата.
Позитивный подкрепляющий фактор, применяемый в стратегии вмешательства в рамках модификации ОП, может быть любым, лишь бы он усиливал формы поведения, обеспечивающие эффективность производственной деятельности. Чаще всего считают, что логичным, а иногда и единственным позитивным подкреплением, доступным менеджеру, являются деньги.
Помимо денег другими факторами позитивного подкрепления, весомыми, доступными практически всем менеджерам, ответственным за поведение работников, и не требующими затрат, являются социальные стимулы (внимание, признание) и оценка деятельности, выполняющая функцию обратной связи.
Эти подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, признание и обратная связь) могут эффективно применяться в качестве результативной стратегии в рамках модификации ОП для повышения трудовых показателей работников.
Широкое применение находит стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепления. Несмотря на очевидные преимущества позитивного контроля, в ряде поведенческих ситуаций применение наказания для ослабления и уменьшения частоты нежелательного поведения оказывается необходимым. Это справедливо особенно в отношении небезопасных видов поведения, которые необходимо срочно пресекать.
Выход заключается в умелом комбинировании наказания и позитивного подкрепления таким образом, чтобы при первой возможности обязательно отметить желательное поведение тем или иным способом, например, знаками одобрения.
При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы ни при каких обстоятельствах наказание не оказывалось единственной формой реагирования руководителя на дисфункциональное поведение.
Будущим руководителям необходимо знать, что например выговор за тот или иной проступок вовсе не гарантирует того, что это данный проступок не повторится в отсутствие внешнего контроля. Также известно, что систематические наказания чреваты состояниями тревожности или озлобленности, хронической неудовлетворенностью или стрессом.
Но самая сложная проблема, возникающая с применением наказания, состоит в психологической трудности, обусловленной сменой (руководителем) роли наказывающего на роль поощряющего. Укоренившаяся привычка к наказаниям как средству контроля поведения может быть связана как с личностными особенностями руководителя, так и обусловлена свойствами культуры организации или среды, в которую она погружена. Поэтому освоение позитивных средств контроля требует серьезной и кропотливой совместной работы руководителя и службы персонала.
Оценка результатов внедрения производится с тем, чтобы сделать обоснованные выводы относительно действенности выбранной системы мероприятий и эффективности методики функционального анализа в целом. При этом в случае если сколько-нибудь значимые результаты не наблюдаются, то вся последовательность этапов повторяется до получения удовлетворительных результатов.
Мониторинг результатов внедренияпредполагает осуществление оценки на всех четырех уровнях: реакции, научения, изменения поведения и показателей деятельности.
Уровень реакции характеризует отношение персонала, являющегося субъектом и объектом функционального анализа, к мероприятиям по его применению.
Положительная реакция:
· повышает вероятность эффективного применения данной технологии в организации;
· способствуют получению организационной поддержки;
· дает полезную информацию для разработки последующих программ;
· может повысить эффективность трех других уровней;
· содержит информацию, позволяющую сравнить состояния, как отдельных подразделений, так и положение дел в разные моменты времени.
Уровень научения относится к определению степени понимания лиц, применяющих технологию функционального анализа, его теоретических основ и сути применяемой методики и ее этапов.
Уровень изменения поведения связан с ответом на вопрос, каковы масштабы реальных изменений в формах поведения.
Уровень показателей деятельности - наиболее важен, поскольку дает ответ на главный вопрос, ради которого используется технология модификации ОП - произошло ли ожидаемое улучшение показателей производственной деятельности подразделения или организации. Положительная реакция персонала, освоение базовых понятий и изменение поведенческих реакций - это промежуточные цели.
Главная цель - улучшение количественных показателей, таких, как объем и качество продукции, производительность, текучесть кадров, число прогулов, количество жалоб клиентов, сотрудников, качество медицинских услуг, скорость возврата инвестиций и др.