Структура договора

 

В преамбуле договора после указания названия и номера договора, места и даты его подписания наводятся названия сторон, которые заключили договор (заказчик и исполнитель), а также фамилии должностных лиц, которые подписали договор от имени каждой стороны.

1. Раздел "Предмет договора"

должен содержать название аудиторской услуги ("проведение аудита" или "аудиторская проверка"), цель аудита и характеристику масштаба аудита.

2. Раздел "Обязательства сторон"

должен содержать перечень и характеристику обязательств, которые берет на себя каждая из сторон.

При этом перечень обязательств заказчика должен содержать следующие положения:

• предоставления аудитору возможности доступа к каким-нибудь записям, документации и другой информации, необходимой в связи с проведением проверки;

• отказ от каких-нибудь действий, которые осуществляются с целью влияния по мнению аудитора;

• обязательство относительно принятия и оплаты работ;

• другие обязательства.

Перечень обязательств аудитора должен содержать:

• соблюдение условий конфиденциальности информации и других принципов аудита;

• описание формы, в которой заказчику будет выдана информация о результатах проведенной аудитором работы (объем и состав переданной заказчику документации);

• соблюдения требований к качеству в соответствии с национальными нормативами аудита, законодательных актов и других критериев (указать, каких именно);

• обязательство информировать заказчика в случае, если в процессе работы окажется ее нецелесообразность;

• другие обязательства.

3. Раздел "Порядок сдачи и приема работ"

должен содержать перечень, характеристику и последовательность процедур, которые выполняются сторонами при передаче результатов работы, а также условия и порядок оформления отказа заказчика от принятия выполненной работы.

 

4. Раздел "Срок выполнения работ"

должен содержать длительность выполнения работы, даты ее начала и окончания, а также сроки предоставления результатов выполненной работы.

5. Раздел "Стоимость работ и порядок расчетов"

содержит ведомости о размере и порядке оплаты выполненных работ.

Для определения стоимости аудиторских услуг применяются действующие на данное время в Украине формы и виды их оценки, а именно:

аккордная оплата - сумма оплаты за всю работу определяется после ознакомления аудитора с особенностями деятельности клиента, оценки ориентировочного аудиторского риска и приблизительной трудоемкости работы;

почасовая оплата - наиболее распространенная на рынке аудиторских услуг во всех странах. В этом случае при возникновении непредвиденных обстоятельств и увеличении трудоемкости аудиторской проверки прямо пропорционально изменяется стоимость работ. Почасовая оплата базируется на оценке стоимости одних часов (дня) работы аудитора и зависит от его квалификации;

сдельная оплата - применяется, как правило, при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет проводится, выходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одной операции отчетности;

оплата по результатам - аудитор отказывается от ранее определенной суммы за предоставленную услугу, а устанавливает оплату в виде частицы от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов, которые были выявлены в результате определения ошибок и неточностей при ведении бухгалтерского учета, оформлении документации, уплаты налогов и тому подобное. Как правило, устанавливается определенный процент от экономии;

комбинированная оплата - это какие-нибудь комбинации из вищенаведе-них форм и видов оплаты аудиторских услуг. Например, в соглашении, кроме аккордной оплаты, определенный процент от экономии или резерв на непредвиденные обстоятельства и тому подобное.

6. Раздел "Ответственность сторон"

содержит условия ответственности каждой стороны (какие именно случаи тянут наступление ответственности и в каком виде предусмотренная ответственность). В договоре на проведение аудита отделяются ответственность аудитора и ответственность клиента. Под ответственностью аудитора понимают моральные и материальные обязательства аудитора перед клиентом в соответствии с действующим законодательством и договором сторон. Аудитор несет ответственность за свой вывод о полноте и достоверности финансовой отчетности. Под ответственностью клиента понимают его обязательство предоставлять полную информацию для аудиторской проверки, составлять финансовую отчетность, что отвечает действующему законодательству и нормативным документам, и использовать аудиторский вывод по назначению. Целесообразно также обусловить аспекты, за которые не несет ответственности и другая сторона.

В этом разделе обусловливается ответственность за начальные остатки при первом проведении аудита или если предыдущие проверки выполнялись другим аудитором. В данном разделе также должно содержаться замечание относительно срока действия ответственности.

7. Раздел "Срок действия договора"

содержит даты начала и окончания действия договора.

Раздел "Реквизиты сторон" содержит юридические адреса и платежные реквизиты каждой стороны.

 

 

8. Раздел "Особые условия"

содержит положения, которые стороны считают необходимым обусловить и которые не нашли отображения в предыдущих разделах договора. Здесь, в частности, подается:

• замечание о том, что какие-нибудь, даже существенные ошибки, могут остаться невыявленными;

• условия отказа исполнителя от продолжения работ на каком-нибудь этапе;

• условия продолжения срока выполнения работ;

• ссылка на какие-нибудь дополнительные соглашения к данному договору, а также на дополнения к договору;

• порядок решения споров по данному договору;

• другие условия.

 

Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.

 


Вопрос 2.Аудиторский риск и его составляющие

Аудит — это сложный процесс, который направлен на защиту интересов владельца и уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей бухгалтерской отчетности.

Информационный риск это риск того, что отчетная информация, представленная пользователям, содержит существенные отклонения и не отвечает действительности.

Пользователям информации и аудиторам следует помнить, что полное устранение информационного риска с помощью аудита невозможно.

Эта цель является просто нереальной.

Наличие аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности уменьшает уровень информационного риска, снижает его до приемлемого уровня, но не устраняет его.

 

Способы снижения информационного риска

 

В практике используют четыре основных способа снижения информационного риска.

Это способы, которые имеют свои позитивные и негативные стороны. Поэтому в каждом конкретном случае пользователь сам определяется, какому из них довериться.

Рассмотрим эти способы (принимая во внимание, что в финансово-хозяйственной практике возможны и их комбинации).

 

1. Пользователь информации устраняет риск самостоятельно.

Например, он самостоятельно проверяет достоверность предоставленной ему бухгалтерской отчетности с выездом на место, с длительным исследованием первичных документов и системных бухгалтерских записей. Как правило, это требует больших затрат, а поэтому — непрактично и экономически неэффективно.

Однако этот способ широко применяется банками, страховыми компаниями и тому подобное.

Государственная налоговая служба в настоящее время использует только этот способ при проверке правильности начисления и полноты и своевременности уплаты налогов.

2. Пользователь прибегает к риску с целью экономии своих точных расходов.

Некоторые пользователи бухгалтерской отчетности, рассчитывая свои возможные затраты времени и средств, на устранение информационного риска приходят к выводу, что проще и дешевле оставаться в неведении об уровне риска. Как правило, при приняти такого решения более характерно для администрации ее экономических субъектов, которые не имеют средств для проведения проверок.

Пользователь разделяет информационный риск исходя из существенности информации (администрацией экономического субъекта). Не аудиторы, а администрация несет ответственность за предоставление пользователям надежной, правдивой информации. Пользователь нередко считает, что представители администрации экономического субъекта как поставщики информации заинтересованы в предоставлении достоверной информации, потому что предоставление заведома неправильной бухгалтерской отчетности несет за собой ответственность. Обычно это бывает во взаимоотношениях с давними партнерами, контрагентами и т.д. Считая, что уровень информационного риска в представленной ему отчетности невысокий и что в данном случае им можно просто пренебречь, пользователь не принимает его во внимание, то есть разделяет его с поставщиком информации.

• Пользователь доверяет той информации, которая подтверждена выводом аудитора. Это классический случай снижения уровня информационного риска в условиях рыночной экономики: надежность и достоверность информации в определенных документах в разных аспектах проверяют и подтверждают специалисты, которые выполняют функцию засвидетельствования (нотариусы, представители власти, банков, таможни, налоговых инспекций и т.д.). А по бухгалтерской отчетности в целом функцию засвидетельствования выполняют независимые аудиторы; затраты на их услуги несут поставщики информации, но необходимость таких расходов общественно и законодательно признана. И тогда разрозненные лица, которые принимают решение в разных секторах рынка, в большинстве полагаются на то, что информационный риск в результате подобных процедур существенно (к приемлемому уровню) снижен.

Мировая практика показывает, что привычный и сравнительно дешевый способ получения надежной информации - это проведение независимого аудита. Провереная аудиторами информация, которая содержится в бухгалтерской отчетности экономических субъектов, а также аудиторские выводы, которые предоставляются по результатам проверки, используются потом при принятии решения. Такая информация считается достаточно полной, точной и беспристрастной.

Практика аудита в его современных формах на Западе, а теперь и в Украине, всегда преследует такие целые:

о снижение информационного риска пользователей бухгалтерской отчетности;

снижение аудиторских рисков.

Достижение этой цели является необходимым как для клиентов, так и для аудиторов; снижение предпринимательского риска аудитора. Классификация рисков в аудите показная на рис. 4.4.

 
 

Стремление, аудиторов, которые практикуют, одновременно достичь этих целей понятно, поскольку только таким образом они могут выполнять свою функцию и выжить как предприниматели.

Аудиторский риск (могут случаться названия: риск аудита или общий риск) - это риск того, что аудитор может выразить неадекватное мнение в тех случаях, когда в документах бухгалтерской отчетности существуют существенные перекручивания, иначе говоря, за неверно подготовленной отчетностью будет представлен аудиторский вывод без замечаний. Международные и отечественные нормативы аудита предусматривают наличие аудиторского риска, который заключается в возможности составления позитивного вывода относительно отчетности клиента в то время, как эта отчетность содержит существенные ошибки.

Аудиторский риск (могут случаться названия: риск аудита или общий риск) - это риск того, что аудитор может выразить неадекватное мнение в тех случаях, когда в документах бухгалтерской отчетности существуют существенные перекручивания, иначе говоря, за невернее подготовленной отчетностью будет представлен аудиторский вывод без замечаний.

Вероятность того, что вывод об отсутствии ошибки в каждой из статей отчетности будет правильным, зависит от трех факторов:

> бухгалтерского учета предприятия;

> надежности систем контроля;

> аудиторских процедур.

В зависимости от этих факторов и природы хозяйственных операций и их отображения выделяют три составляющие аудиторского риска:

> свойственный риск;

> риск, связанный с несоответствием функционирования внутреннего контроля;

Ø риск невыявления ошибок и перекручиваний.

Собственный риск - это способность остатка по определенному бухгалтерскому счету либо определенной категории операций к существенным перекручиваниям, либо способность к перекручиваниям по этим показателям в комплексе с перекручиваниями по другим счетам или операциям, с предположением, что к ним не применялись мероприятия внутреннего контроля предприятия.

Во время разработки общего плана проверки аудитор оценивает свойственный риск на уровне финансовой отчетности. То есть аудитор сравнивает данную предыдущую оценку размера свойственного риска с самыми существенными остатками по бухгалтерским счетам и определенным категориям операций. В случае неподобающего выполнения сотрудниками предприятия этого анализа или их полного игнорирования аудитор должен определить в общем плане проверки высокий размер свойственного риска.

Оценивая размер свойственного риска, аудитор изучает такие факторы:

а) на уровне финансовой отчетности:

> образование и опыт по специальности руководства, а также изменения состава руководства;

> честность руководства;

> компетентность руководства, потому что некомпетентность руководства может повлиять на правильность подготовки финансовых отчетов предприятия;

> неординарные обязанности руководства или значительное влияние на них определенных обстоятельств, например, есть обстоятельства, которые подталкивают руководство на путь перекручивания финансовой отчетности. Такими обстоятельствами могут быть:

> значительный спад или неудачи в деятельности предприятия;

> дефицит собственных средств (капитала) для проведения постоянных операций, которые обеспечивают нормальную деятельность предприятия;

характер деятельности предприятия: имеющаяся техническая отсталость его продукции или услуг, сложность структуры его капитала, влияние родственных сторон на его деятельность, количество и территориальное размещение производственного оборудования; обстоятельства, которые имеют влияние на отрасль, в которой осуществляет деятельность предприятие: экономическое положение предприятия и кон- куренция, которые определяются аудитором путем изучения финансовых обзоров, прогнозов и показателей, изменения в технологии производства или услуг, потребительского спроса и учетной практики (с учетом отраслевой специфики); ) на уровне показателей финансовых отчетов и категорий операций:

> показатели финансовых отчетов, на которые могут повлиять перекручивания, например, счета, которые были ранее скори-говани или те остатки по счетам, получение результата по которым связано с использованием точных учетных оценок;

> сложность основных операций и других операций, которые требуют привлечения посторонних специалистов (экспертов);

> тенденции к убыточной деятельности или незаконному присвоению активов;

> момент завершения неординарных и сложных операций;

> операции, которые не могут быть осуществлены при обычных обстоятельствах.

 

Риск, связанный с несоответствием функционирования системы внутреннего контроля - это риск неэффективности внутреннего контроля. Он заключается в том, что системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не всегда могут функционировать настолько эффективно, чтобы ошибки, которые могут случиться в остатке по определенному бухгалтерскому счету или в определенной категории операций, могли быть своевременно предупреждены, разоблаченные и своевременно исправленные персоналом предприятия. Такие ошибки могут быть существенными по каждому остатку или в общей совокупности с перекручиваниями по другим остаткам или операциям.

Предыдущая оценка риска несоответствия внутреннего контроля - это оценка эффективности систем учета и внутреннего контроля предприятия, что дает возможность сотрудникам предприятия отвернуть, выявить и исправить существенные перекручивания и ошибки. Определенный риск несоответствия внутреннего контроля всегда будет существовать по причинам ограничений, какие свойственные каждой системе учета и внутреннего контроля и которых нельзя избежать.

Риск учета внутренне присущий какому-нибудь предприятию. Он заключается в том, что деятельность разных служб может привести к ошибкам в бухгалтерской отчетности. На данный вид риска имеют влияние особенности деятельности предприятия, деловое окружение, стиль руководства и квалификация персонала, экономическая ситуация в отрасли и в стране.

Риски учета рассматриваются аудитором на стадии предыдущего планирования. Аудитору необходимо удостовериться в честности руководства, понимании бухгалтерским персоналом правил ведения учета, в достаточной квалификации работников. Поскольку одним из главных признаков является принцип непрерывности деятельности предприятий, под которым понимается необходимость составления исторической, а не ликвидационной отчетности, то аудитор должен оценить возможность несоответствия отчетности предприятия принципа непрерывности.

Аудитор не может избежать или изменить внутренний риск учета. Он может лишь оценить его размер в соответствии с каждым счетом.

При формировании мысли о степени риска аудитор должен опираться на анализ следующих данных:

1. Результатов аудита прошлых периодов. С этой целью аудитор изучает все доступные рабочие документы аудита прошлых лет.

2. Результатов исследования в виде специальных вопросов, которые были поставлены аудитором работникам организации на этапе предыдущего планирования.

Перечень таких вопросов формируется аудитором, исходя из особенностей сферы бизнеса клиента, его специфики, размеров и тому подобное. Направление вопросов должно позволить провести предыдущее изучение ликвидности имущества организации, уровня прибылей и убытков, методов финансирования, финансовых трудностей, риска операций, уровня менеджмента и компетентности персонала.

Риск контроля - это степень доверия аудитора к внутреннему контролю организации за формированием экономических показателей.

Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего контроля предприятия и полностью зависит от деятельности администрации. Риск контроля должен быть обратно пропорциональным риску учета, поскольку система контроля направлена на поиск ошибок, допущенных системой учета. Аудитор не может влиять на этот риск, как и на риск учета. Он только оценивает его, изучая эффективность системы контроля. Формы и методы оценки риска внутреннего контроля определяются аудитором, исходя из размера предприятия, его деятельности, организационной структуры и тому подобное.

Конечная уверенность относительно величины риска внутреннего контроля достигается его тестированием, которое включает:

♦ проверку документов, которые подтверждают функционирование внутреннего контроля, например, проверку документов на наличие необходимых подписей;

♦ опрос и надзор за контрольными процедурами, которые не находят письменного подтверждения, с целью определения их фактического существования и выявления лиц, которые их проводят;

♦ повторение процедур контроля, например, сравнение аудитором записей по банковскому счету с выписками банка.

Тестирование может не проводиться, если аудитор с самого начала предусматривает, что риск внутреннего контроля высок в результате неэффективности этой системы. Тогда для обеспечения приемлемого риска аудитор может допустить лишь повышенный уровень риска для аудиторских процедур. Если же риск контроля рассматривается аудитором как допустимый, то чем он более высокий, тем большее количество тестов контроля следует провести аудитору. Но и при допустимом риске контроля аудитор имеет право видмови- тися от тестирования и вести проверку счетов таким же образом, как и в условиях неэффективного контроля. Такое решение может быть принято, если аудитор будет считать, что тестирование контроля будет усложнено и будет требовать от него больше времени, чем непосредственная проверка счетов. Этот подход достаточно популярен в нашей стране, поскольку большинство предприятий не имеет инструктивно описанной системы контроля или не документирует его результаты.

Чем выше уровень надежности внутреннего контроля, тем ниже риск аудитора. В то же время аудитор никогда не должен в полной мере возлагаться на систему внутреннего контроля клиента. Ошибки в бухгалтерском учете всегда возможны, поскольку ни одна система контроля не может быть эффективной на 100 %.

Риск невыявления - это субъективная вероятность того, что процедуры, которые применяются аудитором в процессе проверки, не позволят выявить существующие в организации существенные нарушения.

Значение риска невыявления или риска аудиторских процедур определяется величиной рисков учета и контроля. Для того, чтобы измерять вероятность невыявления ошибки, аудитор должен предварительно оценить вероятность того, что эта ошибка собравшиеся в учете и не оказываются системой контроля предприятия. Рассчитанное вероятное значение используется аудитором для расчета количества доказательств, которые необходимо собрать. Это количество и составит аудиторскую выборку, объем которой будет обратно пропорциональным величине риска аудиторской процедуры. Если аудитор допускает в своей работе большой риск невыявления, ему необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлемый только низкий риск.

Иначе говоря, риск невыявления - это та частица погрешности в проведении аудиторской проверки, которую аудитор может себе позволить при существующих у клиента системах учета и внутреннего контроля, при сдерживании условия качества проведения работ и соответствия их установленным аудиторским нормативам.

Риск контроля и собственный риск не зависят от аудитора, и он не может на них влиять. Они существуют независимо от аудиторской проверки финансовой отчетности и являются результатом деятельности клиента независимо от проведения аудита. В отличие от этих двух составных частей аудиторского риска, риск невыявления является результатом проведения аудиторской проверки, следствием выполненной аудитором работы. За этот риск аудитор несет полную

 

тися от тестирования и вести проверку счетов таким же образом, как и в условиях неэффективного контроля. Такое решение может быть принято, если аудитор будет считать, что тестирование контроля будет усложнено и будет требовать от него больше времени, чем непосредственная проверка счетов. Этот подход достаточно популярен в нашей стране, поскольку большинство предприятий не имеет инструктивно описанной системы контроля или не документирует его результаты.

Чем выше уровень надежности внутреннего контроля, тем ниже риск аудитора. В то же время аудитор никогда не должен в полной мере возлагаться на систему внутреннего контроля клиента. Ошибки в бухгалтерском учете всегда возможны, поскольку ни одна система контроля не может быть эффективной на 100 %.

Риск невыявления - это субъективная вероятность того, что процедуры, которые применяются аудитором в процессе проверки, не позволят выявить существующие в организации существенные нарушения.

Значение риска невыявления или риска аудиторских процедур определяется величиной рисков учета и контроля. Для того, чтобы измерять вероятность невыявления ошибки, аудитор должен предварительно оценить вероятность того, что эта ошибка собравшиеся в учете и не оказываются системой контроля предприятия. Рассчитанное вероятное значение используется аудитором для расчета количества доказательств, которые необходимо собрать. Это количество и составит аудиторскую выборку, объем которой будет обратно пропорциональным величине риска аудиторской процедуры. Если аудитор допускает в своей работе большой риск невыявления, ему необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлемый только низкий риск.

Иначе говоря, риск невыявления - это та частица погрешности в проведении аудиторской проверки, которую аудитор может себе позволить при существующих у клиента системах учета и внутреннего контроля, при сдерживании условия качества проведения работ и соответствия их установленным аудиторским нормативам.

Риск контроля и собственный риск не зависят от аудитора, и он не может на них влиять. Они существуют независимо от аудиторской проверки финансовой отчетности и являются результатом деятельности клиента независимо от проведения аудита. В отличие от этих двух составных частей аудиторского риска, риск невыявления является результатом проведения аудиторской проверки, следствием выполненной аудитором работы. За этот риск аудитор несет полную

ответственность, то есть он определяет степень качества, уровня его деятельности.

 

Вопрос 3. Ошибки и обман в аудите

Отклонения в бухгалтерской отчетности клиента собравшиеся почти всегда. Аудиторы в ходе проверки обязаны выявить ту их часть, в результате которой существенно перекрученная отчетность в целом. Отклонения в бухгалтерской отчетности могут быть существенными и несущественными, допущенные преднамеренно и неумышленно.

Существенные отклонения - это отклонения, которые могут повлиять решение пользователя финансовой отчетности. Классификация от лень в финансовой отчетности и вероятность их выявления за к могой методам хозяйственного контроля показанная на рис. 4.5.

Какое-нибудь подозрение относительно возможных неточностей или невод] видности записей в информации, что рассматривается аудитор* принуждает аудитора расширить процедуры исследования, п развеять свои сомнения или подтвердить подозрение. Неточности или ] соответствие информации могут возникать в результате против конних действий со стороны должностных лиц.

Противозаконные действия - это действия должностных лиц, которые противоречат заи нодавству и осуществляются преднамеренно или неумышленно. В звъязк этим одни противозаконные действия должностных лиц могут расценивать как мошенничество (обман), другие — как ошибка.

В результате допущенных отклонений в отчетности не только перекручиваются показатели работы предприятия, но и может наноситься вред владельцам (основателям), персоналу предприятия, кредиторам, Госбюджету и другим заинтересованным сторонам. Определенным образом сконструированные учетные записи могут быть средством реализации противозаконных действий, например, присвоения материальных ценностей или денежных средств определенными лицами.

Следовательно, все правонарушения в учетных записях можно разделить на две группы: ошибки и мошенничество.

Мошенничество - это преднамеренно неправильное отображение хозяйственных операций и представления на этой основе предварительно перекрученной, недостоверной отчетной информации ее пользователям.

Наиболее полное определение приведено в ННА № 7 "Ошибки и мошенничество". Именно здесь определение мошенничество дополнено перечнем возможных фактов обмана. Однако в этом определении не прослидковуеться цель противоправных действий.

Очень лаконичным и точным является определение понятия мошенничества Дж. Робертсоном. Он трактует, что "это преднамеренное внесение фиктивной информации в финансовые отчеты с целью введения кого-либо в заблуждение, которое несет за собой убыток для инвесторов и кредиторов".

Ошибка - неумышленное перекручивание финансовой информации в результате арифметических или логических ошибок в учетных записях и группировках, недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества, расчетов и тому подобное.

Таким образом, принципиальные отличия между мошенничеством и ошибкой с точки зрения права - наличие или отсутствие намерения. И особенно тяжелыми среди них являются такие злоупотребления, которые имеют в своей основе мотивы незаконного личного обогащения персонала или отдельных представителей администрации.

Следует отметить, что некоторые преднамеренно допущенные отклонения не подлежат однозначному количественному вычислению, а значимость их очень большая из тех возможных последствий, какие они могут вызывать.

В свою очередь, второй уровень отклонений - это ошибки, осуществленные через некомпетентность, халатность и невнимательность, а также ошибки, которые вызваны несовершенством системы бухгалтерского учета и действующего законодательства, в том числе и налогового. На практике такие ошибки имеют место почти во всех экономических субъектах, которые проверяются.

Как мошенничество, так и ошибка являются отклонениями:

> от действующего законодательства;

> от нормативных актов, которые регулируют деятельность организации и методологию учета;

> в результате несоблюдения на протяжении отчетного года принятой учетной политики отображения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

> в результате нарушения принципа отнесения прибылей и расходов к соответствующим периодам;

> в результате несоблюдения единства в разграничении учета расходов, которые принадлежат к расходам производства и сбыта, за счет прибыли и специальных источников покрытия;

> в результате несоблюдения тождественности данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета и тому подобное.

Следует помнить, что ответственность за выявление и обоснование мошенничества или ошибки несет аудитор. ННА № 7 "Ошибки и мошенничество" предусмотрено, что аудитор отвечает за аудиторский вывод о финансовой отчетности предприятия и не должен отвечать за выявление абсолютно всех фактов мошенничества и ошибок, которые могут существенно повлиять на достоверность финансовой отчетности предприятия. Однако, аудитор должен получить гарантию отсутствия существенных случаев и фактов такого рода для написания позитивного аудиторского вывода.

В связи с ограниченными возможностями аудита не все случаи мошенничества и ошибок, которые существенно влияют на финансовую отчетность предприятия, могут быть выявлены аудитором. Поэтому аудитор несет ответственность за правильность и соответствие использованных во время аудита процедур проверки и за окончательную мысль в аудиторском выводе, который складывается за результатами проведенной аудиторской проверки.

Он материально отвечает (в пределах условий подписанного договора ) за нарушения, связанные с несоответственным выполнением им своих обязанностей и которые стали причиной материальных убытков клиента.

Аудитор отвечает за выявление мошенничества и незамеченных или неисправленных ошибок. Вывод аудитора должен гарантировать, что мошенничества и существенных ошибок в финансовой отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью и исправлены.

Видпови альнисть за факты мошенничества или ошибок ложится на виновников и на руководство предприятия. Ответственность за финансовую отчетность предприятия, включительно с ответственностью за предупреждение и выявление фактов мошенничества и ошибок, возлагается на руководство предприятия, которое постоянно поддерживает соответствие и эффективность систем учета и внутреннего контроля предприятия.

Практика аудита доводит, что все ошибки, которые могут иметь место в отчетности клиента, принадлежат к одному из следующих видов

Существенность ошибок и мошенничества

Установив ошибки и факты обмана (мошенничества), аудитор заключает относительно их существенности. Аудитор может не обращать внимания на наличие "несущественных" ошибок, выявленных при тестировании или в период осуществления других процедур.

Существенность - одно из важнейших понятий аудита, которое предусматривает, что аудитор не должен проверять всю деятельность предприятия или всю его отчетность с точностью до единиц, в которых она составлена. Существенность - это выражена в абсолютных единицах возможность информации повлиять на решение ее пользователя. Не может существовать никакой точной формулы для выражения этого понятия. Говоря о существенности, аудитор предусматривает, что в каждом конкретном случае для каждого предприятия необходимо оценивать ту величину активов, пассивов или финансовых резуль- татив, которая может изменить мнение относительно отчетности и повлиять решение ее пользователя.