Пользователи финансовой отчетности

Пользователь бухгалтерской отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об органи­зации.

Работа по анализу финансовой отчетности должна удовлет­ворять многим требованиям. Круг пользователей содержащейся в финансовых документах информации включает различные ка­тегории — от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они пользуются информацией о вашей организации, но с разной степенью понимания и компетенции. В ПБУ 4/99 пользо­ватель финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об органи­зации. Финансовая отчетность в России представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей.

Внешние пользователи:

1. Пользователи, непосредственно заинтересованные в дея­тельности организации;

2. Пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.

К первой группе внешних пользователей относятся следую­щие пользователи:

1) государство, прежде всего, в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных доку­ментов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

2) существующие и потенциальные кредиторы, использу­ющие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к органи­зации как к клиенту;

3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

4) существующие и потенциальные собственники средств организации, инвесторы, которым необходимо определить уве­личение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством органи­зации;

5) внешние служащие, интересующиеся данными отчетно­сти с точки зрения уровня заработной платы и перспектив ра­боты в данной организации.

Вторая группа внешних пользователей финансовой отчетно­сти — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятель­ности организации, однако изучение отчетности им необходи­мо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользо­вателей отчетности. К этой группе относятся:

1) аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности установленным правилам с целью защиты интере­сов инвесторов;

2) консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам от­носительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

3) биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, пред­ставленную в отчетности, при регистрации соответствующих организаций, принимающие решения о приостановке деятель­ности какой-либо компании, оценивающие необходимость из­менения методов учета и составления отчетности;

4) законодательные органы;

юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оцен­ки выполнения условий контрактов, соблюдения законодатель­ных

5) норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

6) пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций разви­тия и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

7) государственные организации по статистике, использу­ющие отчетность для статистических обобщений по отраслям, а также сравнительного анализа и оценки результатов деятельно­сти на отраслевом уровне;

8) профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тен­денций развития отрасли, к которой относится данная органи­зация.

К внутренним пользователямотчетности относятся:

1) высшее руководство организации;

2) управляющие соответствующих уровней, которые по дан­ным отчетности определяют правильность принятых инвести­ционных решений и эффективность структуры капитала, опре­деляют основные направления дивидендной политики, состав­ляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предвари­тельные расчеты финансовых показателей предстоящих отчет­ных периодов, оценивают возможности слияния с другой орга­низацией или ее приобретения, структурной реорганизации.