Аудит орг-и БУ и учёт. политики.

Аудит сис-мы управ-я орг-ей.

Аудит сис-мы управ-я орг-ей начинается с изучения структуры управ-я П-ем и изучением орг-ной структуры самой орг-и. Анализу подвергается сис-ма сбыта, методы оценки товаро-мат. запасов и учёт. политика П-я. Проводится опрос менеджеров и персонала, не связ. с ведением БУ, о политике П-я, его тактике и стратегии. После неформал. опроса менеджеров и персонала и сбора нужной инфы опред-ся степень ответ-ти и права рук-ля; ознакомление со всеми юр. доками П-я.

Сис-ма управ-я орг-ей должна обеспечивать рац. соединение предметов, ср-в труда и труд. ф-ций людей в единый пр-ный процесс, изучать совместную деят-ть работников, их рац-ть и эф-ть с целью достижения наивысших рез-тов деят-ти орг-и, поставленных целей, задач, решать и предотвращать сложные конкр. sit.

В ходе ауд. проверки аудитор должен установить соот-е орг-ой структуры управ-я рыноч. отношениям в усл-ях совр. закон-ва.

Осн. эл-тами орг. структуры явл.:

1) Ур-ни управ-я;

2) Подразд-я и звенья управ-я;

3) Управ. связи.

 

Сис-ма управ-я П-ем должна обеспечить принятие управ. решений в обл-ти инвестиц. политики. В ней должны найти отражение вопросы учёт. политики и внутр. контроля. На П-и д.б. задействованы структуры, обеспечивающие эф-ную хоз. деят-ть, исп-ние налог. план-я, расчётом рисков и активное участие на РЦБ и валют. рынке.

Определяющее знач-е имеет объём и хар-р учёт. работы, а также структура бухгалтерии и связь с остальными частями структуры П-я. Все эти сведения явл. необходимым инструментом для решения вопросов о необходимости проведения консультаций и привлечение спецов, юристов и др. экспертов для совершенствования сис-мы управ-я и деят-ти орг-и.

Ауд. орг-я должна выделить для себя как минимум 4 направления проверки:

1) Аудит учредит. доков;

2) Аудит формир-я УК;

3) Аудит с расчётами с учредителями;

4) Аудит н/о.

Из анализа этих направлений проверки вытекают задачи:

1) Подтвердить юр. основания на право фун-ния эк. субъекта;

2) Подтвердить прав-ть формир-я УК;

3) Подтвердить прав-ть промежуточных и окончат. расчётов с учредителями;

4) Установить полноту и своевременность формир-я УК;

5) Установить полноту и прав-ть расчётов с учредителями;

6) Подтвердить достоверность БФО в части: вел-ы и структуры УК; зад-ть учредителей по вкладам в УК; наличие соб. акций, выкупленных у акционеров; зад-ти учредителям по выплате доходов; орг-ных расходов.

 

Целью аудита орг-и БУ и учёт. политики П-я явл. установление соот-я орг-и БУ и учёт. политики требованием действующего закон-ва и особенностям деят-ти П-я. При этом следует знать, что для достижения поставленной цели, аудитор должен решить след. задачи:

1) Установить соот-я орг. структуры бухгалтерии и формы БУ к усл-ям орг-и и управ-ю П-ем;

2) Дать хар-ку сис-мы документации и документообороту;

3) Дать оценку учёт. политике орг-и.

 

Аудит учёт. политики имеет особое знач-е и выполняется перед аудитом БФО, т.к. ошибки в учёт. политике отразятся в БУ и Б.О. В ходе проверки тщательно изучается и анализируется УП ауд. лица. Целью аудита УП явл. подтверждение факта наличия утв-ной УП и отражения в ней способов ведения БУ, а также оценка прав-ти и рац-ти выбранных методик и способов ведения БУ и порядка н/о.

Норматив. доки: ФЗ «О БУ» №129-ФЗ; положения по ведению БУ; план счетов БУ; НК РФ; ПБУ 1/2008

Источники инфы:

1) Приказ об учёт. политике;

2) рабочий план счетов БУ;

3) перечень утв-ных форм первич. доков и форм доков для внутр. Б.О.;

4) правила документооборота и технологий обработки учёт. инфы;

5) Утв-ные методики учёта отдел. пок-лей и др. приложения к приказу об учёт. политике проверяемой орг-и;

6) Пояснит. записка, кт раскрывает сведения, относящиеся к учёт. политике орг-и.

При проведении проверки необходимо установить:

1) Наличие и состав распорядит. доков по учёт. политике;

2) Соот-е форм и сроков принятия доков по учёт. политике требованиям норматив. актов;

3) Последовательность применения учёт. политики;

4) Полностью ли раскрыты избранные при формир-и учёт. политики способы ведения БУ, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей Б.О.;

5) Соблюдение учёт. политики;

6) Издан ли приказ (распоряжение) рук-ля по учёт. политике;

7) Утверждён ли рабочий план счетов, формы исп-мых нетиповых первич. доков, правила документооборота и технология обработки учёт. инфы, порядок проведения инв-ции, методы оценки имущ-ва, порядок контроля ХО и т.д.

Аудит учёт. политики можно разделить на 2 этапа:

1) Включает оценку сис-мы внутр. контроля по орг-и учёт. политике. Для этого исп-ся разработанные тестовые задания с приложением к ним ответов опрашиваемого и примечания аудитора.

2) Включает анализ учёт. политики для целей БУ и НУ.

Аудит УП для целей БУ вкл.:

1) В отношении орг-технич. раздела УП: форма орг-и БУ, технология обработки учёт. инфы, применяемая компьют. программа, имеется ли приказ об УП, утв-ён ли рабочий план счетов, график документооборота и т.д.;

2) В отношении методологического раздела: опред. способ начисления аморт-я ОС и НМА; определены ли способы оценки ГП, мат. запасов, НЗП; определён ли порядок учёта ремонта ОС; порядок создания резервов.

Аудит УП для целей НУ вкл. 2 раздела:

1) В отношении орг-технич. раздела: кем в орг-и осущ-ся ведение учёта; формы учёт. док-ции; технология обработки учёт. инфы для НУ и т.д.

2) В отношении методологического раздела: прав-ть начисления налога на прибыль, НДС.

 

Типичные ошибки: отсутствие приказа УП, неотражение в УП отдел. эл-тов; наличие бух. записей, противоречащих закон-ву; УП не раскрывается для пользователей бух. инфы.