Проверка начисления и уплаты НДС
Проверка начисления и уплаты НДС
27.2 Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль
27.3 Проверка расчётов и уплаты налога на имущество
При проверке исчисления и уплаты НДС используют:
- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности;
- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»;
- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации;
- НК РФ части I и II;
- методические рекомендации по применению главы 21 «НДС» НК РФ части II;
- формы налоговой декларации по НДС;
- правила ведения учёта выставленных и полученных счетов-фактур, книг продаж при расчётах по НДС.
К задачам проверки относят:
- полноту определения объектов налогообложения;
- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей налогообложения;
- соответствие операций, освобождённых от уплаты НДС в соответствии с НК РФ;
- ведение раздельного учёта операций, подлежащих налогообложению и освобождённых от обложения НДС;
- последовательность применения учётной политики в отношении раздельного учёта;
- обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой неденежными средствами, по срочным сделкам, при реализации зависимым лицам, при реализации по ценам, различающимся более чем на 20%;
- правильность определения налоговой базы при выработке продукции и давальческого сырья;
- правильности определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ собственного потребления, передачи товаров, работ и услуг для собственных нужд;
- правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;
- полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с авансами и процентами;
- правильность применения налоговой ставки 0%, 10%, 18%, 9,09% и 15,25%;
- соответствие операций, по которым применяются ставки 0% и 10% перечню, установленному в НК РФ;
- своевременность и полнота включения в налоговою базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговые органы установленных документов в течение 180 дней;
- правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг по отгрузке и по оплате;
- соответствие составления счетов-фактур и ведения журналов учёта, книг покупок и продаж требованиям, установленным НК РФ и постановлением №914;
- правильность отнесения НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками на затраты по производству и реализации продукции;
- правильность применения налоговых вычетов;
- подтверждённость налоговых вычетов установленными документами;
- правильность заполнения налоговых деклараций и соответствие приведённых в них данных данным книг покупок и продаж, а также данным учётных регистров;
- своевременность уплаты налога и предоставления налоговых деклараций;
- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;
- правильность отражения в учёте сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;
- своевременность проведения инвентаризации расчётов с налоговыми органами по НДС;
- своевременности и правильность отражения в учёте сумм налога, зачтённых налоговым органом на уплату недоимок, пени и штрафных санкций;
- соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности по НДС данным в учётных регистрах и инвентаризации (сверки) расчётов.
Источниками информации служат:
- счета-фактуры, выставленные покупателем и заказчиком;
- счета-фактуры, полученные от продавцов и исполнителей, журналы учёта полученных и выставленных счетов фактур;
- книга покупок и продаж;
- налоговая декларация по НДС;
- карточки анализ счетов 19, 68.
Процедуры
- анализ начисленного НДС и объём реализации;
- анализ отношения НДС, предъявленного к вычету и оплаченной кредиторской задолженности;
- опрос;
- подтверждение;
- просмотр документов;
- сравнение документов;
- пересчет.
Характерные ошибки:
- не включение в объект налогообложения таких операций как выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, передача товаров для собственных нужд;
- вычет суммы налога, уплаченного за товары , не являющейся объектом налогообложения таких как списания вследствие хищения и недостачи; списание вкладываемых материальных ценностей в уставный капитал других организаций; списание материальных ценностей, вносимых в совместную деятельность;
- вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым не осуществлена фактическая их оплата;
- вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым отсутствует документальное подтверждение фактической оплаты;
- неправомерное использование налоговых льгот;
- неправильное заполнение налоговой декларации.
27.2 Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль
При проверке расчётов по налогу на прибыль используются:
- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности,
- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»,
- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации,
- НК РФ части I и II,
- постановление правительства о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы,
- форма декларации по налогу на прибыль и инструкция по её заполнению,
- методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ.
Перечень задач при проверке исчисления налога на прибыль весьма многообразен. Аудитор должен убедиться в:
- последовательности применения учётной политики в отношении признания доходов и расходов;
- установлении учётной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учёта и форм аналитических регистров налогового учёта;
- полноте и правильности формирования соответствующих регистров налогового учёта следующих видов доходов:
- от реализации продукции, работ, услуг,
- от реализации товаров,
- от реализации основных средств,
- от реализации ценных бумаг,
- от реализации прочего имущества и имущественных прав,
- от реализации продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,
- внереализационных доходов;
- обоснованности признания даты получения доходов;
- экономической оправданности и документальной подтверждённости расходов, принимаемых для целей налогообложения;
- соответствии установленному перечню расходов, не учтённых в целях налогообложения (не уменьшивших налоговою базу);
- полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учёта следующих видов расходов:
- расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг),
- расходов на реализацию товаров,
- расходов на реализацию основных средств,
- расходов на реализацию ценных бумаг,
- расходов на реализацию прочего имущества и имущественных прав,
- расходов на реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,
- внереализационных расходов;
- обоснованности даты признания осуществления расхода;
- ведение аналитического налогового учёта доходов по видам деятельности, облагаемых по разным ставкам налога;
- ведение аналитического налогового учёта расходов на производство и реализацию продукции в разрезе прямых и косвенных расходов;
- последовательности применения учётной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов по средней себестоимости, по ФИФО и ЛИФО;
- соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых коллективных договоров;
- обоснованности отнесения для целей налогообложения активов к амортизируемому имуществу;
- ведении аналитического налогового учёта доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества по каждому объекту;
- последовательности применения учётной политики в отношении метода начисления амортизации;
- обоснованности оценки и стоимости незавершённого производства, готовой продукции;
- правильности определения прямых расходов и отнесения их на реализованные товары и остатки товаров на складе для операций торговли;
- своевременности признания для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- ведении аналитического налогового учёта расходов на ремонт основных средств по составу отремонтированных основных средств к моменту возникновения расходов, сумм расхода на ремонт, переносимый на будущее;
- обоснованности и правильности отнесения к расходам представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, расходов на рекламу;
- обоснованности формирования резервов (по сомнительным долгам и гарантийному ремонту и обслуживанию);
- обоснованности и правильности уменьшения налоговой базы путём переноса убытков на будущие;
- своевременности и правильности определения доходов и расходов при кассовом методе;
- правильности применения налоговой ставки 24%, 15%, 9%;
- правильности и своевременности уплаты авансовых платежей;
- правильности составления и своевременности предоставления налоговой декларации;
- правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом;
- наличии сверки расчётов с налоговым органом;
- соответствии отражённых в отчётах задолженности по налогу на прибыль с данными учётных регистров и инвентаризации.
Источники информации:
- регистры аналитического налогового учёта доходов и расходов;
- расчёты бухгалтерии;
- декларации по налогу на прибыль;
- расчёты по авансовым платежам;
- журнал-ордер №15;
- карточка и анализ счёта 68.
Аудиторские процедуры:
- инвентаризация, например, незавершённого производства,
- осмотр и обследование,
- наблюдение,
- контрольные замеры,
- технологический контроль,
- лабораторный контроль,
- аналитические процедуры,
- опрос,
- подтверждение,
- просмотр и сравнение документов,
- пересчёт арифметических расчётов.
Характерными ошибками являются:
- отражение расходов, не имеющих документального подтверждения;
- отражение расходов, признанных на основе первичных документов, форма которых не установлена и не соответствует требованиям;
- отражение в аналитическом налоговом учёте расходов, которые увеличивают стоимость основных средств;
- отражение в аналитическом налоговом учёте расходов по выполненным работам, оказанным услугам, которые могут быть признаны ничтожными, например, отсутствие лицензии, отсутствие государственной регистрации.
27.3 5.3 Проверка расчётов и уплаты налога на имущество
При проверке используют НК РФ, федеральный закон «О налоге на имущество предприятий» и инструкцию о порядке его исчисления и уплаты в бюджет.
А к задачам проверки относят:
- полнота и правильность включения имущества в налогооблагаемую базу;
- обоснованность отнесения проверяемого экономического субъекта к организациям, имущество которых не облагается налогом на имущество;
- обоснованность уменьшения налоговой базы на балансовою стоимость необлагаемого налогом имущество;
- правильность расчёта среднегодовой стоимости имущества;
- правильность исчисления налога и своевременность его уплаты, в т.ч. и по нахождению обособленных подразделений;
- правильность составления расчёта по налогу на имущество;
- наличие сверки расчётов с налоговым органом по налогу на имущество;
- соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности с данными учётных регистров.
Источники информации:
- расчёты по налогу на имущество,
- карточка и анализ счёта.
Аудиторские процедуры:
- опрос, подтверждение,
- сравнение документов,
- просмотр документов,
- арифметический пересчёт,
- аналитические процедуры.