Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности

Анализ финансовой отчетности — это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое поло­жение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной дея­тельности нашей организации относительно будущих условий существования.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность является информаци­онной базой финансового анализа, потому что в классическом понимании финансовый анализ — это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зави­симости от поставленной задачи. Он может: использоваться для вы­явления проблем управления производственно-коммерческой де­ятельностью; служить для оценки деятельности руководства орга­низации; быть использован для выбора направлений инвестиро­вания капитала, наконец, выступать в качестве инструмента про­гнозирования отдельных показателей и финансовой деятельнос­ти в целом.

Анализ— это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разделении цело­го на составные части и исследовании их во взаимосвязи и вза­имозависимости.

Экономический анализ— это система специальных знаний, связанная с исследованием экономических процессов и явле­ний в их взаимосвязи, складывающихся под влиянием объек­тивных и субъективных факторов.

Финансовый анализ— часть экономического анализа, пред­ставляющая собой систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее фи­нансовых результатов, складывающихся под влиянием объек­тивных и субъективных факторов, на основе данных финансо­вой (бухгалтерской) отчетности. Финансовый анализ — процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности организации с целью выявления ре­зервов повышения ее рыночной стоимости и обеспечения эф­фективного развития.

Финансовое состояние— уровень сбалансированности от­дельных структурных элементов активов и капитала организа­ции, а также уровень эффективности их использования. Опти­мизация финансового состояния предприятия является одним из основных условий успешного ее развития в предстоящей пер­спективе. В то же время кризисное финансовое состояние орга­низации создает серьезную угрозу ее банкротства.

Содержание финансового анализа определяется его целя­ми, объектами исследования и предметом. По существу, содер­жание дает ответ на вопросы, что исследуется, как и для чего проводится анализ.

Целью анализа финансовой отчетностиявляется получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состоя­ния и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаи­мосвязанного набора аналитических задач.

Аналитическая задачапредставляет собой конкретизацию це­лей анализа с учетом организационных, информационных, тех­нических и методических возможностей проведения анализа.

Объект анализа— это то, на что направлен анализ. В зависи­мости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчет­ности могут быть: финансовое состояние организации, или финан­совые результаты, или деловая активность организации и т.д.

Субъектом анализаявляется человек, занимающийся ана­литической работой и подготавливающий аналитические отче­ты (записки) для руководства, то есть аналитик.

Финансовый анализ решает следующие задачи:

1) оценивает структуру имущества организации и источни­ков его формирования;

2) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;

3) оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацелен­ного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платеже­способности и т.п.;

4) оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;

5) оценивает влияние факторов на финансовые резуль­таты деятельности и эффективность использования активов организации;

6) осуществляет контроль за движением финансовых пото­ков организации, соблюдением норм и нормативов расходова­ния финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

В сегодняшних условиях для большинства предприятий ха­рактерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. при­нятие управленческих решений как реакция на текущие про­блемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами го­сударства; ценой денег и рентабельностью производства; рента­бельностью собственного капитала и рентабельностью финан­совых рынков; интересами производства и финансовой службы и т. д.

Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной дея­тельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.

Одной из задач реформирования предприятия является пе­реход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом поста­новки стратегических целей деятельности предприятия, адек­ватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Ре­зультаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и про­изводителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внут­ренних (работников административно-управленческих подраз­делений, руководителей предприятия и др.).

Стратегический финансовый анализ — процесс изучения вли­яния факторов внешней и внутренней среды на результатив­ность осуществления финансовой деятельности организации с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

К числу основных, стратегических, задач развития лю­бой организации в условиях рыночной экономики относятся:

- оптимизация структуры капитала предприятия и обеспе­чение его финансовой устойчивости;

- максимизация прибыли;

- обеспечение инвестиционной привлекательности пред­приятия;

- создание эффективного механизма управления предпри­ятием;

- достижение прозрачности финансово-хозяйственного со­стояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;

- использование предприятием рыночных механизмов при­влечения финансовых средств;

Оптимальность принимаемых управленческих решений за­висит от разных направлений политики развития деятельности предприятия:

- от качества экономического анализа;

- от разработки учетной и налоговой политики;

- от выработки направлений кредитной политики;

- от качества управления оборотными средствами, креди­торской и дебиторской задолженностью;

- от анализа и управления затратами, включая выбор амор­тизационной политики.

Значение финансового анализа организации здесь трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии пред­приятия. Анализ опирается на показатели промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ целесообразно проводить перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса. На основе данных итогового анализа финансово-хозяйственного состояния осуществляет­ся выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики предприятия. От того, на­сколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.

Качество же самого финансового анализа зависит от при­меняемой методики, достоверности данных финансовой отчет­ности, а также от компетентности лица, принимающего управ­ленческое решение.

Экономический анализ, как известно, используется для исследования экономических процессов и экономических от­ношений, возникающих у организаций. Экономические отно­шения возникают на всех стадиях воспроизводственного про­цесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, представленные в обобщенном абст­рактном виде, образуют экономическую категорию.

Финансы, выражая реально существующие в обществе про­изводственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в каче­стве экономической категории.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ре­сурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и госу­дарства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизвод­ство, материальное стимулирование работников, на социальные нужды и т.п. Рассмотрим финансовую модель хозяйственной деятельно­сти организации (рис. 1.1).

 

 

 


– область оборотного капитала

Рис. 1.1. Финансовая модель хозяйственной деятельности организации

Она иллюстрирует формирование вложенного капитала из капитала собственного и заемного. Ка­питал может быть вложен или в основные, или в оборотные активы, или — если имеются некоторые излишки — направлен на внешние инвестиции.

Часть, превращенная в оборотный капитал, тратится на сырье и материалы и на преобразование их в готовые изделия и товары, а также на обращение всего этого в деньги. Пере­текание денег к поставщикам прерывается кредиторами точ­но так же, как и дебиторский «барьер» замедляет возврат поступающих в оборот денег. Процесс преобразования закуп­ленных материалов в конечный продукт предполагает расхо­дование денег на оплату труда, аренду помещений, налоги, страхование, коммунальные платежи и т.д. Некоторая часть основных активов полностью используется в форме аморти­зации. Кроме этого в организации существует много админи­стративных расходов, которые также требуют денег.

Продажа готовой продукции (работ, услуг) и товаров может осуществляться посредством прямых платежей или в кредит. В последнем случае дебиторы замедляют процесс притока денежных средств в организацию. Если организация инвестировала деньги во внешние проекты, то проценты от вложений приходят из-за «границы» оборотного капитала в форме доходов от прочей вне реализационной деятельности. Наконец, некоторая часть денежных средств будет утрачена по причине уплаты налогов, процентов за кредит и других финансовых расходов

Денежный оборот является отражением отношений между участниками процесса производства. Финансовая деятельность как часть хозяйственной деятельности включает в себя все де­нежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных средств, образованием и использованием доходов.

Финансовая деятельность — целенаправленно осуществляе­мый процесс практической реализации всех основных функций финансов организации.

 

1.2. Понятие, состав и порядок заполнения форм финансовой (бухгалтерской) отчетности

Основным источником информации для проведения финан­сового анализа служит отчетность предприятия (организации). Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетно­сти в Российской Федерации на среднесрочную перспективу главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учет­ного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. В Концепции предусматривается формирование следующих ви­дов отчетности хозяйствующих субъектов:

♦ индивидуальная бухгалтерская отчетность;

♦ консолидированная финансовая отчетность;

♦ управленческая отчетность;

♦ налоговая отчетность.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент ме­тода бухгалтерского учета выполняет две функции:

1) информационную;

2) контрольную.

С одной стороны, она характеризует финансовое положе­ние и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта.

С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при за­вершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйству­ющие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтер­скую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для:

♦ выявления конечного финансового результата деятель­ности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убыт­ка) и распределения ее между собственниками;

♦ представления в надзорные органы;

♦ выявления признаков банкротства хозяйствующих субъек­тов;

♦ формирования единой государственной базы статисти­ческого наблюдения и макроэкономических показателей;

♦ использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надеж­ной и сопоставимой персонифицированной информации о хо­зяйствующих субъектах.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики фи­нансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется за­интересованным внешним пользователям. Данная отчетность дол­жна быть одним из основных источников финансовой инфор­мации для принятия экономических решений этими пользова­телями.

Консолидированная финансовая отчетность главным обра­зом должна обеспечивать гарантированный доступ заинтересо­ванным пользователям к качественной, надежной и сопостави­мой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для реше­ния этой задачи необходимы составление консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО), а также проведение обязательного аудита и публикация его ре­зультатов.

Управленческая отчетность предназначена для использова­ния в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержа­ние, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Вмес­те с тем передовая практика управления показывает, что наи­более полезным и эффективным является такое построение уп­равленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидирован­ная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности зак­лючается в широком распространении передового опыта ее орга­низации, а также опыта ее использования в управлении хозяй­ствующим субъектом.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначе­на для фискальных целей и обязательна для составления хозяйству­ющими субъектами, круг которых установлен налоговым законо­дательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем коррек­тировки ее по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерс­кого учета.

Согласно российским стандартам бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной дея­тельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организа­ции в форме, удобной и понятной для принятия этими пользо­вателями определенных деловых решений.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтер­скую отчетность за месяц, квартал отчетного года нарастаю­щим итогом, если иное не установлено законодательством Рос­сийской Федерации.

При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:

♦ Федеральным законом от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ «О бухгал­терском учете»;

♦ Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская от­четность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным при­казом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 № 43н;

♦ иными положениями по бухгалтерскому учету;

♦ Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 № 94н с изменениями от 7 мая 2003 №38н;

♦ отдельными рекомендациями и указаниями, регулирую­щими вопросы составления бухгалтерской отчетности, утверждаемыми Минфином России.

Данный блок нормативных документов связан с реализаци­ей Программы реформирования бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу в соот­ветствии с МСФО.

1.2.1. Об объеме бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, приведенные в качестве приложения к приказу Минфина России № 67н от 22 июля 2002 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций», яв­ляются примерными. Это означает, что организация вправе внести в них изменения либо разработать собственные формы бух­галтерской отчетности с соблюдением требований, установлен­ных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская от­четность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06 июля 1999 № 43н. Это подтверждается и в п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерс­кой отчетности, утвержденных тем же приказом Минфина Рос­сии от 22 июля 2003 № 67н.

Новые подходы к формированию бухгалтерской отчетности выражаются в отказе от типовых форм бухгалтерской отчетнос­ти, т.е. от одинакового набора показателей о работе организа­ции независимо от вида деятельности, масштаба производства, организационно-правовой формы и т.п. Как показала практика, типовые формы для одних организаций являлись избыточными в части предусмотренных показателей, а для других — недоста­точными. В связи с этим возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности с условными названиями: упрощен­ный, стандартный и множественный.

Упрощенный вариант — для субъектов малого предприни­мательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций. В этом случае в состав годовой бухгалтерской отчетности вклю­чаются форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». По некоммерческим организациям ре­комендуется дополнительно включить в состав годовой бухгал­терской отчетности Отчет о целевом использовании получен­ных средств (форма № 6).

Стандартный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Этот ва­риант предполагает формирование бухгалтерской отчетности применительно к образцам форм, показанным в приложении к приказу №67н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 общие тре­бования к бухгалтерской отчетности, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, а также требования, касающиеся раскрытия информации, которые содержатся в положениях по бухгалтерскому учету.

Множественный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций, и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. При этом варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчет-ность организации, а также вариантность представления отчет­ной информации значительно возрастают по ряду причин. Так, целесообразно вместо одной формы № 5 (Приложение к бух­галтерскому балансу) представлять показатели отдельных ее раз­делов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности, либо раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации, включить в виде приложения к форме № 2 (Отчет о прибылях и убытках). Важную роль в крупных ком­паниях играет информация по сегментам (операционным и гео­графическим).

Однако в части формирования бухгалтерской отчетности возможно выделение четвертого варианта для отдельной груп­пы организаций — акционерных обществ, ценные бумаги ко­торых котируются на фондовом рынке. Они, наряду с бухгал­терской отчетностью, сформированной по российским прави­лам, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетнос­ти (МСФО) и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, в состав стандартной годовой отчетности включаются:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение (если данная организация в со­ответствии с федеральными законами подлежит обяза­тельному аудиту);

- Отчет о целевом использовании полученных средств (фор­ма № 6).

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квар­тал, 1-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке вклю­чаются только Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Организация имеет право рас­ширить этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного квартального (полугодового, 9-месячно­го) отчета помимо двух обязательных любые другие формы, по общему правилу включаемые в состав годовой отчетности.

1.2.2. Требования, предъявляемые к достоверности отчетности

При разработке организацией форм финансовой отчетнос­ти самостоятельно на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 № 67н «Указания о порядке составле­ния и представления бухгалтерской отчетности», должны со­блюдаться общие требования к финансовой отчетности (полно­та, существенность, нейтральность, сравнимость, сопостави­мость и пр.).

В финансовую отчетность должны включаться данные, не­обходимые для формирования достоверного и полного пред­ставления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом по­ложении. Если выявляется недостаточность данных для форми­рования полного представления о финансовом положении орга­низации, финансовых результатах ее деятельности и изменени­ях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные пока­затели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейт­ральность информации, содержащейся в финансовой отчетнос­ти, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов од­них групп заинтересованных пользователей финансовой отчет­ности относительно других. Если посредством отбора или фор­мы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных резуль­татов, информация не является нейтральной.

Данные финансовой отчетности организации должны вклю­чать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в финансовой отчетности обо­собленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финан­сового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Каждый существенный показатель должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы ана­логичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показа­тель существенным, зависит от оценки показателя, его характе­ра, конкретных обстоятельств возникновения.

Как минимум, организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерс­кий баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убыт­ках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

Расшифровка соответствующих показателей групп статей бухгалтерского баланса или статей отчета о прибылях и убытках с учетом размера и характеристики данных, включенных в группу статей бухгалтерского баланса или статью отчета о прибылях и убытках, может приводиться организацией непосредственно в вышеуказанных формах (как «в том числе» или «из них» к со­ответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сум­ма, отношение которой к общему итогу соответствующих дан­ных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Орга­низация может принять решение о применении для целей отра­жения в финансовой отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.

Организация при составлении бухгалтерского баланса, от­чета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна при­держиваться принятых ею в установленном порядке содержа­ния и форм финансовой отчетности от одного отчетного года к другому. При этом в случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в принятой орга­низацией форме, ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, гра­фа) прочеркивается.

По каждому числовому показателю финансовой отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за первый отчетный период, должны быть приведены данные мини­мум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если организация принимает решение в представляемой финансовой отчетности раскрывать по каждому числовому по­казателю данные более чем за два года (три и более), то организацией должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.

Сравнительная информация по каждому числовому показа­телю может включаться непосредственно в принятые организа­цией формы отчетности (в том числе в виде отдельных таблиц, включенных непосредственно в формы бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках после показателей, в Прило­жение к бухгалтерскому балансу (форма №5), в формы, разра­ботанные и принятые организацией самостоятельно) или в по­яснительную записку.

В финансовой отчетности организации должна быть обеспе­чена сопоставимость отчетных данных с показателями за пред­шествующий отчетный год (годы) или соответствующие перио­ды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, законодательных и иных нормативных актов, с учетом произведенной реорганиза­ции и пр.

Если данные за период, предшествующий отчетному, не­сопоставимы в данными за отчетный период, то первые из на­званных данных подлежат корректировке исходя из правил, ус­тановленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректи­ровку.