Методы получения аудиторских доказательств

Источники их получения

 

К источникам аудиторских доказательств относят:

- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

- результаты анализа финансово- хозяйственной деятельности;

- устные высказывания сотрудников и третьих лиц;

- сопоставление одних документов экономического субъекта с другими документами и документами, полученными от третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества;

- бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными считаются доказательства, полученные аудитором в результате исследований хозяйственных операций.

Определение достаточности доказательств зависит от следующих факторов:

- степени аудиторского риска;

- наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц);

- получение доказательств на основе данных системы внутреннего контроля (СВК), которые являются более достоверными, чем лучше состояние СВК;

- получение информации в результате самостоятельного анализа;

- получение доказательств в форме документов в письменном виде;

- возможность сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных от различных источников.

Если доказательства, полученные из одного источника противоречат доказательствам, полученным из других источников, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если аудиторской организации не представлены экономическим субъектом существующие документы в полном объеме, и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому – либо счету или операции, аудиторская организация должна отразить это в письменной информации руководству экономического субъекта и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения отличного от безусловно положительного.

 

 

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применять одну или несколько процедур вне зависимости от того проверяется одна или группа хозяйственных операций.

Наиболее распространенные способы получения аудиторских доказательств – это:

1) проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) выполняется, как правило, выборочно и заключается в арифметической проверке бухгалтерских записей;

2) инвентаризация (позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта получить ориентировочную информацию о стоимости и состоянии такого имущества). Инвентаризации подлежит как имущество клиента, так и его обязательства.

До начала проведения инвентаризации аудитор должен выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и обязательств; поверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся инвентаризациям; ознакомиться с номенклатурой и объемом товарно–материальных ценностей (ТМЦ); выявить дорогостоящие ТМЦ; проанализировать систему учета ТМЦ и систему контроля; выявить слабые и сильные стороны таких систем. В случае наблюдения за проведением инвентаризации следует принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, перерасчет) с целью проверки надежности средств контроля; проверить имеются ли устаревшие неиспользуемые или малоиспользуемые ТМЦ; проверить хранятся ли запасы отдельно, принадлежащие третьим лицам и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии; изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации следует провести проверки в двух направлениях:

- сверить учетные данные с фактическим наличием товарно – материальных ценностей;

- сверить фактические запасы ТМЦ с учетными записями;

3) проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, что позволяет осуществить контроль за учетными работами, выполняемые бухгалтерией. Полученная информация считается достоверной только в случае, если она получена в момент исследования такой операции;

4) подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны.

При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контроль с независимой третьей стороной на получение подтверждения.

Если учетные данные расходятся с данными, подтвержденными третьей стороной, то аудитор должен выяснить причины расхождений и применить дополнительные аудиторские процедуры;

5) устный опрос персонала, руководства и независимой третьей стороны проводится на всех стадиях аудита. Результаты конспектируются с указанием фамилии, имени и отчества аудитора и фамилии, имени, отчества и должности опрошенного лица. Письменная информация по итогам устных опросов приобщается рабочим документам;

6) проверка документов. Документированная информация может быть внешней, внутренней и смешанной. При проверке документов аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого выбирают определенные записи в учете и прослеживают отражение операций от первичного документа, который подтверждает реальность и целесообразность операций;

7) прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет первичные документы и отражение данных этих документов в регистрах синтетического и аналитического учета; находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в учете.

Прослеживание позволяет выявить нетипичные операции. При применении этой процедуры аудитор должен изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращая особое внимание на нетипичные операции;

8) аналитическая процедура подразумевает анализ и оценку полученной аудитором информации, исследования важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.

Типичными видами аналитических процедур являются:

- сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными, определенными самим экономическим субъектом;

- сравнение фактических показателей с прогнозными, определенными аудитором;

- сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными или небухгалтерскими данными;

- анализ изменения в течение времени показателей отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;

- другие виды процедур, учитывающие особенности экономического субъекта.

Для более эффективного сбора доказательств аудитор должен грамотно спланировать, какие аналитические процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных;

9) подготовка альтернативного баланса. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Баланс сырья и материалов, выхода продукции позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов, выхода продукции, оказанных работ, услуг и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.