Основные принципы, в аудите

Правовая основа аудита в Российской Федерации

Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность

Основные принципы аудита

Правовая основа аудита в Российской Федерации

 

 

 

При рассмотрении аудиторской деятельности необходимо выделить основные принципы независимости, компетентности, конфиденциальности и проч., нарушение которых приводит к невозможности составить аудиторское заключение.

В РФ регулирование аудиторской деятельности можно выделить три уровня:

1) государственное;

2) общественного;

3) общественно-государственное.

К российским организациям, регулирующим аудиторскую деятельность, относят Министерство финансов РФ. К его функциям относят издания нормативных законодательных документов, разработку и предоставление на утверждение Правительства стандартов аудиторской деятельности, организация системы аттестации и обучения, повышения квалификации аудитора, лицензирование, аккредитация аудиторских организаций, контроль за соблюдением федеральных правил и стандартов.

Министерство финансов утверждает порядок поведения квалификационных экзаменов, экзаменационных билетов и тестов, а также результатов экзаменов.

В процессе регулирования аудиторской деятельности участвуют учебно-методические центры, которые создаются в вузах, имеющих достаточную научную, материально-техническую базу и заключается договор между Министерством финансов и уполномоченным вузом, а также с использованием Центарльно-аттестационной лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК), соответствующих данных для создания Учебно-методических центров.

Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными государственными аудиторскими организациями, к которым относят международные, общеевропейские, общероссийские и региональные организации.

К международным относят международную федерацию бухгалтеров; к общеевропейской – Федерация европейских бухгалтеров-экспертов; а наиболее известными общероссийскими являются аудиторская Палата России и ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, союз профессиональных аудиторских организаций. К региональным относят Московскую аудиторскую палату и Санкт-Петербургскую.

 

 

 

Правовую основу аудита в настоящее время соответствует совокупность документов различных уровней.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Постановление Правительства РФ, документы министерств и ведомств, правила (стандарты).

В федеральном законе определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности. Дан перечень аудиторских услуг, установлены требования к аудиторским организациям, определен круг экономических субъектов, подлежащим обязательному аудиту. Дано определение стандартов аудита и статуса аудиторского заключения, установлена обязательность лицензирования аудита, установлена ответственность за нарушения законодательства РФ в отношении аудита, определены требования к аккредитации и аттестации аудиторов.

До принятия закона используется указ президента № 2263 «Об аудиторской деятельности» и ряд постановлений, регулирующих эту деятельность:

Постановление № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

Постановление № 1355 «Об основных критериях деятельности экономического субъекта, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверки»;

Постановление № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;

Постановление № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий»;

Постановление № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Ряд документов разработанных Министерством финансов РФ в совокупности с ЦАЛАК.

В ряду документов регулирующих аудиторскую деятельность особое место уделено стандартам аудита.

В настоящее время существует несколько уровней аудиторских стандартов, общероссийские стандарты общественных аудиторских организаций (внутрифирменные стандарты). Они обеспечивают единство принципов аудита (требования к качеству и надежности); унификация аудита в вопросах методологии, единства подходов к составлению отчетности.

При соблюдении стандартов могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита; может быть обеспечен определенный уровень результатов аудиторской проверки; обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки; возможность контроля качества работы аудитора.

Аудиторские стандарты, как показывает судебная практика в Европе и США могут быть решающим аргументом в пользу аудитора как доказательства последовательности их применения при подаче иска заказчиком.

Российские стандарты аудиторской деятельности берут свою основу от международных стандартов, т.к. при их разработке вместе с методологическим советом были привлечены специалисты французской национальной копании ревизоров.

Международные стандарты аудита является общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности. В международной практике их назначения заключается – описать на основе единой методологической базы, принципы осуществления аудита в целях выработки однозначного понимания его роли и значения, целей.

 

 

 

Основным принципом аудиторской деятельности является его независимость.

Независимость аудитора соблюдается, если аудитор не является учредителем или собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом в проверяемом экономическом субъекте или же он состоит с указными лицами в близком родстве. То же самое относятся к аудиторским фирмам, имеющим лицензию на проведение аудита; если экономический субъект имеет в своем капитале долю аудиторских фирм; если аудиторы или аудиторские фирмы оказывали данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета (составление отчетности), если есть прямые или косвенные финансовые интересы в проверяемом экономическому субъекте.

Более детально и полнее обстоятельства вызывающие сомнения в независимости аудита изложены в кодексе профессиональной этики аудиторов. Он определяет нарушения независимости и в отношении аудиторов и в отношении аудиторских фирм (чрезмерная гостеприимность клиентов, а также получение от них подарков, а также получение от них подарков); участие аудитора в управлении организации или прежняя работа как должностного лица экономического субъекта; неосторожные рекомендации и советы об активах и обязательствах фирмы.

Независимость аудиторских организаций можно определить по признакам: организационная, материально-техническая, интеллектуальная и моральная.

Принцип объективности. Объективность предполагает беспристрастность аудитора в отношении любых профессиональных вопросов и формирования суждения, мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Честность заключается в приверженности к профессиональному долгу, а добросовестность в тщательном выполнении своих услуг надлежащим образом.

Принцип объективности обеспечен законодательно установленным ограничением на аудиторскую деятельность (исходя из независимости аудитора).

Профессиональная компетентность – принцип, который берет свое начало из сущности аудита, «проверка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности и соответствие ведения учета законодательным нормативным актам». Для этого аудитор должен иметь знания в области бухгалтерского учета, финансов, экономики, юриспруденции.

Конфиденциальность предполагает, что аудитор не вправе использовать в своих интересах или в интересах конкурентов заказчиков аудита и не вправе разглашать информацию, находящуюся в документах, полученных при проверки. Этот принцип может быть нарушен только в случае предусмотренным действующим законодательством.

Профессионализм поведения – принцип, который основан на том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию в глазах потенциальных клиентов и пользователей аудиторской информации.

Принципы аудита основаны на постулатах аудита, которые были разработаны в 1961 г. Мауцем и Шарафом.