Основные принципы, в аудите
Правовая основа аудита в Российской Федерации
Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность
Основные принципы аудита
Правовая основа аудита в Российской Федерации
При рассмотрении аудиторской деятельности необходимо выделить основные принципы независимости, компетентности, конфиденциальности и проч., нарушение которых приводит к невозможности составить аудиторское заключение.
В РФ регулирование аудиторской деятельности можно выделить три уровня:
1) государственное;
2) общественного;
3) общественно-государственное.
К российским организациям, регулирующим аудиторскую деятельность, относят Министерство финансов РФ. К его функциям относят издания нормативных законодательных документов, разработку и предоставление на утверждение Правительства стандартов аудиторской деятельности, организация системы аттестации и обучения, повышения квалификации аудитора, лицензирование, аккредитация аудиторских организаций, контроль за соблюдением федеральных правил и стандартов.
Министерство финансов утверждает порядок поведения квалификационных экзаменов, экзаменационных билетов и тестов, а также результатов экзаменов.
В процессе регулирования аудиторской деятельности участвуют учебно-методические центры, которые создаются в вузах, имеющих достаточную научную, материально-техническую базу и заключается договор между Министерством финансов и уполномоченным вузом, а также с использованием Центарльно-аттестационной лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК), соответствующих данных для создания Учебно-методических центров.
Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными государственными аудиторскими организациями, к которым относят международные, общеевропейские, общероссийские и региональные организации.
К международным относят международную федерацию бухгалтеров; к общеевропейской – Федерация европейских бухгалтеров-экспертов; а наиболее известными общероссийскими являются аудиторская Палата России и ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, союз профессиональных аудиторских организаций. К региональным относят Московскую аудиторскую палату и Санкт-Петербургскую.
Правовую основу аудита в настоящее время соответствует совокупность документов различных уровней.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Постановление Правительства РФ, документы министерств и ведомств, правила (стандарты).
В федеральном законе определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности. Дан перечень аудиторских услуг, установлены требования к аудиторским организациям, определен круг экономических субъектов, подлежащим обязательному аудиту. Дано определение стандартов аудита и статуса аудиторского заключения, установлена обязательность лицензирования аудита, установлена ответственность за нарушения законодательства РФ в отношении аудита, определены требования к аккредитации и аттестации аудиторов.
До принятия закона используется указ президента № 2263 «Об аудиторской деятельности» и ряд постановлений, регулирующих эту деятельность:
Постановление № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
Постановление № 1355 «Об основных критериях деятельности экономического субъекта, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверки»;
Постановление № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;
Постановление № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий»;
Постановление № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Ряд документов разработанных Министерством финансов РФ в совокупности с ЦАЛАК.
В ряду документов регулирующих аудиторскую деятельность особое место уделено стандартам аудита.
В настоящее время существует несколько уровней аудиторских стандартов, общероссийские стандарты общественных аудиторских организаций (внутрифирменные стандарты). Они обеспечивают единство принципов аудита (требования к качеству и надежности); унификация аудита в вопросах методологии, единства подходов к составлению отчетности.
При соблюдении стандартов могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита; может быть обеспечен определенный уровень результатов аудиторской проверки; обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки; возможность контроля качества работы аудитора.
Аудиторские стандарты, как показывает судебная практика в Европе и США могут быть решающим аргументом в пользу аудитора как доказательства последовательности их применения при подаче иска заказчиком.
Российские стандарты аудиторской деятельности берут свою основу от международных стандартов, т.к. при их разработке вместе с методологическим советом были привлечены специалисты французской национальной копании ревизоров.
Международные стандарты аудита является общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности. В международной практике их назначения заключается – описать на основе единой методологической базы, принципы осуществления аудита в целях выработки однозначного понимания его роли и значения, целей.
Основным принципом аудиторской деятельности является его независимость.
Независимость аудитора соблюдается, если аудитор не является учредителем или собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом в проверяемом экономическом субъекте или же он состоит с указными лицами в близком родстве. То же самое относятся к аудиторским фирмам, имеющим лицензию на проведение аудита; если экономический субъект имеет в своем капитале долю аудиторских фирм; если аудиторы или аудиторские фирмы оказывали данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета (составление отчетности), если есть прямые или косвенные финансовые интересы в проверяемом экономическому субъекте.
Более детально и полнее обстоятельства вызывающие сомнения в независимости аудита изложены в кодексе профессиональной этики аудиторов. Он определяет нарушения независимости и в отношении аудиторов и в отношении аудиторских фирм (чрезмерная гостеприимность клиентов, а также получение от них подарков, а также получение от них подарков); участие аудитора в управлении организации или прежняя работа как должностного лица экономического субъекта; неосторожные рекомендации и советы об активах и обязательствах фирмы.
Независимость аудиторских организаций можно определить по признакам: организационная, материально-техническая, интеллектуальная и моральная.
Принцип объективности. Объективность предполагает беспристрастность аудитора в отношении любых профессиональных вопросов и формирования суждения, мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Честность заключается в приверженности к профессиональному долгу, а добросовестность в тщательном выполнении своих услуг надлежащим образом.
Принцип объективности обеспечен законодательно установленным ограничением на аудиторскую деятельность (исходя из независимости аудитора).
Профессиональная компетентность – принцип, который берет свое начало из сущности аудита, «проверка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности и соответствие ведения учета законодательным нормативным актам». Для этого аудитор должен иметь знания в области бухгалтерского учета, финансов, экономики, юриспруденции.
Конфиденциальность предполагает, что аудитор не вправе использовать в своих интересах или в интересах конкурентов заказчиков аудита и не вправе разглашать информацию, находящуюся в документах, полученных при проверки. Этот принцип может быть нарушен только в случае предусмотренным действующим законодательством.
Профессионализм поведения – принцип, который основан на том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию в глазах потенциальных клиентов и пользователей аудиторской информации.
Принципы аудита основаны на постулатах аудита, которые были разработаны в 1961 г. Мауцем и Шарафом.