Ход урока

Аудит ОС, НМА и финансовых вложений.

Цели:

1) Обучающая

2) Развивающая

3) Воспитательная

1) Организационные моменты 5 мин

Проверка наличия студентов, конспектов

2) Опрос 15 мин

3) Изучение новой темы (45мин)

 

Вопросы:

1) Основные нормативные документы и проверка начисления амортизации.

2) Проверка правильности учета арендных отношений.

3) Проверка учета и отнесения затрат на ремонт ОС.

4) Аудит НМА и амортизация их стоимости.

5) Проверка начисленной амортизации НМА.

6) Налогообложение НМА.

7) Аудит финансовых вложений.

1. Нормативные документы:

1) Закон о бухгалтерском учете.

2) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» утверждено приказом Минфина РФ.

3) «Бухгалтерская отчетность организаций»

Конкретная цель аудита ОС- проверка правильности формирования состава полноты и реальности учета движения ОС и достоверности амортизации ОС. При начислении износа руководствуются положением совета министров «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов». Согласно этого постановления для того чтобы правильно отнести ОС к амортизационным категориям ОС объединяют в 4 группы:

1) Здания, сооружения и их структурные компоненты.

2) Легковой и грузовой автотранспорт, конторское оборудование, мебель, информационная система обработки данных производственные компьютеры.

3) Технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование, материальные активы.

4) НМА.

Согласно этим категориям составляют годовые нормы амортизации для

1 категории – 5%

2 категории – 25%

3 категории – 15%

Для субъектов малого предпринимательства:

1 категория – 6%

2 категория – 30%

3 категория – 18%

Сумма амортизационных отчислений находится по следующей формуле:

 

А= ПС * Нам / 12 * 100%

ПС- полная стоимость

Н- норма амортизации

Расчет суммы амортизационных отчислений по автотранспортным средствам производят исходя из данных о пробеге (тыс.км) и устанавливают нормы амортизации. По автомобилям грузоподъемностью 2 т и спец.автомобилям (пожарная, скорая, газовая) начисление амортизации производится от балансовой стоимости.

ОС подразделяются на:

- производственные

- не производственные

Износ по ОС производственного назначения относят на соответствующие издержки производства (сч. 20,23,25,26)

Износ ОС не производственного назначения относят на финансовый результат.

Согласно постановления «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки ОФ» разрешено применять метод ускоренной амортизации в отношении:

- активной части производственных ОС

- высокотехнологических отраслей и эффективных видов машин и оборудования перечень которых устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее начисления, при котором годовая норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения, но не более чем в 2 раза. Малые предприятия имеют право включать в затраты дополнительно до 50% балансовой стоимости ОС при соблюдении следующих условий:

- если функционирует 1 год

- если ОС находятся 1-й год в эксплуатации

- если срок службы ОС более 3 лет.

При проверке по начислению амортизации ОС нужно иметь ввиду, что начисление амортизации не производится вовремя проведения реконструкции и технического перевооружения ОФ с полной их остановкой.

В заключении необходимо проверить правильность отражения начисленной суммы амортизации на счетах бухгалтерского учета и отдельных объектов учета затрат на производство.

 

2. Проверка правильности учета арендных отношений.

Синтетический учет ведется на счете 001 «Арендованные ОС» (забалансовый счет) предназначен для обобщения информации о наличии и движении ОС, арендуемых организацией.

Счет 011 «ОС сданные в аренду» предназначен для обособления информации о наличии и движении объектов ОС, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора (нанимателя).

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности», где есть специальные субсчета: материальные ценности предоставленные организацией за плату во временное пользование, владение с целью получения дохода.

При аудите арендных отношений проверка осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизинг) ОС. Аудитор должен проверить правильность составления договора об аренде имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей.

Аудитор хорошо должен знать бухгалтерские проводки для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.

Бухгалтерские проводки арендодателя:

1. Сдача в аренду ОС Д01.1-К01

2. На сумму начисленной амортизации

(начисленная амортизация ОС переданных в аренду или лизинг) Д91-К02

3. На сумму расходов арендуемого имущества Д91-К20

4. На сумму начисленной арендной платы Д76-К91

5. На сумму НДС Д91-К68

6. Перечисление арендной платы Д51-К76

Бухгалтерские проводки арендатора:

1. Начисление аванса за арендованное имущество Д97-К76

2. Списываются затраты по эксплуатации Д20-К97

3. На сумму НДС Д19-К76

4. Перечисление арендных платежей Д76-К51

5. На сумму задолженности перед бюджетом Д68-К19

 

3. Проверка учета и отнесения затрат на ремонт ОС.

При проверке необходимо установить наличие планов и смет ремонта, актов приемки-передачи, выполненных работ, договоров подряда, актов техосмотра зданий и сооружений. Правильность и своевременность составления указанных документов, не завышались ли нормы расходов материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы. Правильность, целесообразность и законность операций по ремонту устанавливается на основе первичных документов: наряды на сдельные работы, дефектные ведомости на ремонт машин и других транспортных средств, лемитно-заборные карты на расход материальных ценностей.

Аудитору необходимо использовать встречную проверку документов, прослеживать операции по движению ОС, выборочно контролировать объемы и качество ремонтных работ и анализировать процедуры окупаемости затрат на ремонтные работы. Учет затрат на ремонтные работы ведется в 3-х вариантах:

1) Непосредственное отношение на себестоимость продукции (счета 20,23,25,26)

2) За счет создания резерва предстоящих расходов (96)

3) На расходы будущих периодов (97) с целью равномерного включения затрат на себестоимость продукции.

При наличии ремонтных работ следует обязательно проверить и проанализировать, достоверны ли показатели проектно-сметной документации на ремонт и приемо-сдаточные акты на выполненный объем работ, не скрывается ли под видом зданий и сооружений затраты на новое строительство или реконструкцию.

Задача. Организация реализовала объект ОС первоначальной стоимостью 30000 руб. Сумма амортизации начисленной на момент реализации 6000руб.

Д01/выб.ОС К 01 30000

Д02 К 01 6000

Д 91 К 01 24000

 

Аудиторской проверке подлежат операции по списанию ОС, при этом необходимо проанализировать причины выбытия: реализация, выбытие вследствие ветхости, износа, стихийных бедствий, хищений, реконструкции и замены малоэффективных объектов и т.д. Законность и целесообразность операций по выбытию ОС устанавливают по первичным документам: акты на списание, акты приемки-передачи ОС, накладные, счета-фактуры и т.д.

Аналитический учет ОС ведется в инвентаризационных карточках (карточках ФОС-12). Аудитору необходимо изучить все акты на списание. При этом следует обратить внимание на соблюдение установленных форм этих документов, заполнение в них необходимых реквизитов, наличие мотивированных заключений комиссий, наличие подписей всех членов комиссий и руководителей, подтверждающих эти акты.

1) Безвозмездная передача ОС Д91.3-К01

2) На сумму накопленного износа Д02- К01

3) Результаты безвозмездной передачи Д83-К98.2

Проводки по ликвидации ОС:

1) Оприходованы ценности после ликвидации ОС Д10-К91.3

2) Прибыль Д 91-К99

3) Убыток Д99-К91

 

Задача. Организацией был продан станок 24000 руб. Первоначальная стоимость 32000 руб. Сумма начисленной амортизации на момент реализации 15000руб.

 

Аудиторская проверка ОС завершается анализом эффективности использования, эффективность использования ОС характеризует показатель фондоотдача (объем реализованной продукции / себестоимость ОС). Определяются коэффициенты обновления, износа, годности ОС.

На заключительном этапе аудитор должен обобщить результаты проверки, сделать выводы и подготовить обоснованные предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

 

4. Аудит НМА и амортизация их стоимости.

Особенности НМА:

1) Отсутствие материально-вещественной формы

2) Использование в течение длительного времени (более года)

3) Способность приносить доход для организации

4) Высокая степень риска в отношении возможных доходов в будущем.

НМА отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по доведению до состояния в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

При проверке аудитор должен знать, что операции связанные с созданием правовой охраны и использованием НМА регулируется ГК, законом «О товарных знаках…»

При проведении проверки следует помнить, что НМА должны быть приняты на учет по следующим требованиям:

1) Иметь товарную форму (схема, проект, авторское свидетельство, патент и т.д.) и возможность отчуждения от собственника, т.е. должны быть объектом.

2) Иметь законное подтверждение и реальную цену и стоимость.

3) Приносить доход и иметь документальное подтверждение приобретения.

Аудитор должен проверить правильность оценки учета движения и амортизации стоимости НМА при проверке аудитор должен проверить: оформление документального факта наличия объектов НМА, правильность отражения первоначальной оценки НМА, имеется ли документация подтверждающая факт получения предприятием данного объекта интеллектуальной собственности, правильность списания объекта интеллектуальной собственности с баланса предприятия. Правильность ведения учета НМА ведомость учета НМА №17 по Д сч.04, Журнал ордер №10 по К сч.05, Журнал ордер №13, правильность составления бухгалтерских проводок по учету НМА. Соответствие данных синтетического и аналитического учета НМА и их износа записями главной книги и бухгалтерского баланса.

Вложения предприятием финансовых ресурсов НМА отражаются также на синтетическом счете 08 «Вложения во в необоротные активы» субсчет «Преобразование НМА», т.е на данном счете отражаются все затраты приобретение НМА.

Первичный учет НМА ведется аналогично учету ОС (акт приемки-передачи, инвентарная карточка и т.д.). Все эти данные сверяются с данными синтетического учета.

Срок использования НМА может закладываться в договорах, актах приема-передачи или в распорядительных документах руководителя организации. Все операции связанные с приобретением, выбытием или списанием НМА проходят через операционно-результативный счет 91. «Прочие доходы и расходы», субсчет 4 «Выбытие НМА» конечный итог по учету и движению НМА отражается на счете 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

 

Проводки по учету и движению НМА.

1) Приобретение НМА от поставщиков и подрядчиков Д08.5-К60,76

2) На стоимость НДС Д19-К60

3) Уплата поставщику за НМА Д60,55-К51,52

4) Приход НМА Д04-К08

5) Возмещение уплаченного НДС в бюджет Д68-К19

6) Оприходованы НМА полученные от учредителей Д04-К75

7) Безвозмездно от других организаций Д04-К98.2

8) Увеличились доходы от безвозмездных поступлений Д98.2-К91.4

9) Поступили НМА с НДС Д68-К19

10) Финансовый результат Д91.4-К91.9

Д91.9-К99

 

5. НМА отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, переносят свою стоимость равномерно на издержки производства по нормам определяемым исходя из срока их полезного использования. Существует 3 варианта установления срока полезного использования:

1) Срок полезного использования совпадает со сроком их действия определяемого договором в этом случае величина амортизации отчисленной за год равна отношению первоначальной стоимости НМА к сроку полезного использования установленного договором.

2) Предприятие самостоятельно устанавливает срок полезного использования НМА, при этом необходимо меть ввиду, что срок полезного использования должен быть не менее 1 года.

3) Если невозможно определить срок полезного использования, то нормы амортизации устанавливаются в расчете 10-20 лет (не более срока действия предприятия).

 

Аудит финансовых вложений.

Организация осуществляет отвлечение средств в виде финансовых вложений на различные цели, за счет собственных источников финансирования. Цель осуществления финансовых вложений получение дополнительного дохода в виде процентов, дивидендов и т.д.

Проводя, проверку аудитор должен установить правильность классификаций финансовых вложений. От этого зависит правильность учета вложений и достоверность бухгалтерской отчетности. В зависимости от целевого назначения финансовые вложения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

При проверке аудитор должен обратить внимание на каждую операцию финансовых вложений и дать оценку каждой в отдельности.

Проверка осуществляется в 5 направлениях аудита:

1) Существование (возникновение)

2) Полнота оценки

3) Права и обязанности

4) Представления

5) Раскрытие

По первым трем направлениям работа должна начинаться с устного опроса. Аудитору необходимо знать где находятся инвестиции, ценные бумаги, если они хранятся у клиента их необходимо просмотреть и просчитать, а если ценные бумаги хранятся у доверенного лица, то необходимо получить подтверждение, а затем сделать контрольный подсчет.

Права на финансовые вложения аудитор может проверить по соответствующим договорам, ценным бумагам и другим документам. Затраты на проведение инвестиций должны быть документально подтверждены и отражены в аналитическом учете. Аудитор должен проверить какой метод оценки стоимости инвестиций использовался на данном предприятии и соответствует ли этот метод учетной политике предприятия. Синтетический учет ведется на счете 58.

 

Задача.

Предприятием был продан объект НМА с остаточной стоимостью 70 тыс. руб. по рыночной стоимости 100 тыс.руб, сумма накопленного износа за годы эксплуатации 7 тыс.руб. Сумма НДС по реализации НМА – 16670 руб.

Д91.4 – К 04 70000

Д05 – К 04 7000

Д 62 – К 91.4 100000

Д 91.4 – К 68 16670

Д 91.9 – К 99 13330

 

Задача: организация безвозмездно получила и ввела в эксплуатацию станок с программным управлением с рыночной стоимостью 40т.р. (без НДС). Расходы по наладке станка составили 6000р. Годовая норма амортизации по данному типу станка 5%, затрачены материалы на наладку 3282р. Начислена зарплата наладчикам 2000р. Сумма Н – 718р.

Д 08.5 К76 40000р

Д08.5 К10 3282р

Д 08.5 К70 2000р

Д 08.5 К 69 718р

Д 01 К 08.5 46000р

Д 20 К 02 192р

Д 91.9 К 99 33808р