ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ

КЛЕМАН ЖАНЕКЕН

Клеман Жанекен (1490-1560) - является одним из наиболее ярких представителей французской полифонической школы. В 1530-1540 годах он руководил капеллой собора в Анжере. С 1547 года и до своей смерти служит капелланом (полковым священником) у герцога Гиза в Париже.

Крупнейший мастер многоголосия, Жанекен писал мотеты, мессы и другие хоровые произведения. До нас дошли также более 200 многоголосных «шансон».

«Шансон» являлся одним из самых популярных жанров французского Возрождения. Тематика этих песен была весьма разнообразной: здесь можно встретить и сочную жанровую картину, и поэтическую лирику. «Шансон» – полифонический жанр, в них широко используются приемы имитационной полифонии.

Ряд этих песен был написан композитором на тексты выдающегося поэта Ренессанса – Пьера де Ронсара, который был руководителем литературного объединения «Плеяда», собравшего талантливых поэтов XVI века. Почти все «шассон» на стихи де Ронсара – лирического содержания.

Новое в творчестве Жанекена, по сравнению с хоровым письмом Жоскена Депре заключалось в более широком использовании гомофонно-гармонического склада и значительном упрощении контрапунктических сочетаний.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ХОРОВАЯ МУЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ

Название Барокко, произошло от итальянского слова, что в переводе означает – причудливый. Этот стиль преобладал в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII веков. В музыке этот стиль проявляется по некоторым признакам композиторской техники: прежде всего это утверждение генерал-баса, кристализация мажоро-минорной системы, окончательное установление темперированного строя и вместе с тем развитие хроматизма, появление новых музыкальных форм, таких как сюита, партита, фуга. В пространственных искусствах барочная эстетика проявилась, прежде всего, в величественности, монументальности, выражении сильнейших аффектов.

Внутри стиля выделяются, обычно три этапа: раннее барокко, высокое барокко, позднее барокко. Интересно отметить, что в барочном стиле часто объединяются школы и композиторы, которые очень сильно отличаются друг от друга композиционной техникой и общей эстетической направленностью. Достаточно привести в пример мадригалистов рубежа XVI-XVII века, оперных мастеров конца XVII начала XVIII веков, представителей раннего немецкого барокко Г. Шютца и И. Пахельбеля, И.-С. Баха и Г.-Ф. Генделя (высокое барокко).

Характерное для барокко сочетание величия и пышности, динамической эмоциональности, и сложной, прихотливой декоративности проявились лишь в некоторых музыкальных явлениях эпохи, например в придворных операх-сериа (серьезная опера). Высшего рассвета музыкальное искусство барокко достигло в творчестве двух великих композиторов – И.-С. Баха и Г.-Ф. Генделя.