Архитектура


Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками-колодцами. Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую магистраль Рингштрассе, которую быстро застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварталов и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.

Строительная техника в условиях 19 века значительно продвигается вперед, прогрессирует, в композиционном же отношении архитектура, наоборот, обращается вспять, к давно отошедшим в область истории стилям. Между технической и художественной сторонами архитектуры возникают «ножницы», которые с течением времени расходятся все больше и больше.

В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» — «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей. Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько исторических стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир.
Характернейший пример архитектуры второй половины XIX века — парадная застройка венского Рингштрассе.Здесь представлены как исторические стили —

-неоготика - Вотивная церковь (1), Вотивная церковь в Вене была построена как благодарственное подношение Господу после неудачной попытки покушения на жизнь императора Франца Иосифа в 1853 г. Франц Иосиф чудом остался жив, и его брат Фердинанд Максимилиан Иосиф обратился к общественности с призывом делать пожертвования на постройку храма в том месте, где на монарха было совершено нападение. Церковь должна была стать символом патриотических и верноподданнических настроений народов Австро-Венгерской монархии. Из представленных на конкурс семидесяти пяти проектов победил молодой архитектор Генрих фон Ферстель (1828—83), предложивший построить храм в стиле французской готики.

- неоренессанс Опера (2, 3)

- неоклассицизм Парламент (4) Здесь проходят важнейшие государственные церемонии, в том числе церемония принятия присяги президента Австрии. Наиболее известной достопримечательностью здания является скульптурная композиция Афины-Паллады с фонтаном (5). Четыре полулежащие фигуры, расположенные спереди и сзади от пьедестала, являются аллегорическим представлением наиболее важных рек Австро-Венгерской монархии: Дуная, Инна, Эльбы и Влтавы. По сторонам пьедестала помещены купидоны на дельфинах. Женские статуи, расположенные выше, представляют законодательные и исполнительные органы власти. Ансамбль венчает богиня мудрости Афина, в золотом шлеме, с копьем в одной руке и статуэткой крылатой богини Победы — в другой.

- романо-византийский стиль - Церковь Сакре-Кёр (5а) (буквально церковь «Святого Сердца», т.е. Сердца Христова) возводилась после событий 1870—71 гг. (франко-прусской войны и революции) как символ национального возрождения и примирения. Средства на строительство собирались по общественной подписке. Церковь расположена на вершине холма Монмартр в Париже, в самой высокой точке города. Ее белые стены и округлые купола выдают влияние византийского архитектурного стиля. Один из колоколов базилики — «Савоярд» — является самым большим колоколом Парижа — его вес достигает 19 тонн. Внутри базилика декорирована цветными витражами и монументальной мозаикой на мотив «Благоговения Франции перед Сердцем Господним», выполненной в 1912—22 гг.

эклектизм Городской театр (6) - сочетает черты зодчества Возрождения и барокко.

Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грёз.Таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига II - Замок Нойшванштайн (7) –Король Баварии Людвиг II Виттельсбах унаследовал от своих предков страстную любовь к искусству. По его распоряжению был построен ряд загородных резиденций, каждая из которых — своеобразное воплощение фантазий короля. Так, Нойшванштайн воспроизводит романтический мир средневековья, каким он предстает в оперных спектаклях. Замок построил придворный архитектор Георг фон Дольман по эскизам художника Христиана Янка. Янк оформлял постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», которую очень любил король. В Нойшванштайне использованы формы романской архитектуры, однако его скорее хочется назвать ожившей декорацией. Замок стоит в живописной местности горной Баварии между двумя озерами. Броская красота островерхих башен и стен из ослепительно белого камня и красного кирпича оттеняется яркой синевой озерной воды и зеленью соснового леса. Интерьеры замка, среди которых выделяются Тронный и Певческий залы, украшены росписями на сюжеты из вагнеровских опер.

Парламентские здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры — о барокко и рококо.