Вопрос 14: Аудит учета расчетов с бюджетом по налогообложению
Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.
Аудит расчетов по налогам и сборам – является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление иноформации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам - раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
Аудит расчетов по налогам и сборам имеет следующие задачи:
- проверка состояния расчетов с бюджетом;
- проверка правильности налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов;
- проверка соответствия систем бухгалтерского и налогового учета предприятия действующему законодательству.
Аудит расчетов по налогам и сборам является сложным видом аудита и требует тщательной проверки каждого налога. В процессе проведения аудита расчетов по налогам и сборам проверяются налоговые базы по проверяемым налогам, проверяется система налогового учета и налоговая отчетность предприятия. В ходе проводимого аудита производится сбор информации для дальнейшей оптимизации налогообложения предприятия. Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность полностью оценить систему налогового учета в компании.
Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. Аудит расчетов по налогам и сборам включает следующие процедуры:
- проверка исчисления налогооблагаемых баз;
- проверка правильности применения ставки налогов и платежей;
- проверка расчетов с бюджетом;
- проверка правильности применения льгот;
- проверка 68-го счета "Расчеты по налогам и сборам".
Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа “Гарант” “Консультант-плюс” и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость, проверок.
Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере по счету 68, а аналитический (по видам налогов и платежей) – в ведомости по счету 68 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность – по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль.
Вопрос 15: Аудит учета движения денежных средств
Целью аудиторской проверки учета движения денежных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций по движению денежных средств, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Источники проверки: Положение об учетной политике предприятия, кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, выписки банка, учетные регистры к счету 50, 51, 52, 55, журнал-ордер по счету 50, 51, 52, 55, Главная книга, баланс, отчет о движении денежных средств.
Учет движения денежных средств целесообразно проверять сплошным методом.
Аудиторская проверка операций по движению денежных средств организуется в такой последовательности:
- инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
- проверка правильности документального оформления операций;
- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
- аудиторская проверка правильности списания денег в расход;
- проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
- проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
- оформление результатов проверки.
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в организации. С помощью тестирования аудитор производит предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.
Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе.
Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки.
Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитор выясняет: обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса организации; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа); соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.
По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность –сверхлимитной (п. 2.5 Положения).
Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера – 5 дней).
Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита остатка кассы, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ
Денежные средства поступают в кассу из банка, от работников организации в оплату каких-то услуг, как остатки неиспользованных авансов и др.
Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера предприятия в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки должны быть погашены надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.
Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению. Однако, коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в банках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.
Аудитор тщательно проверяет полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, если данные хозяйства имеют место на исследуемом предприятии. При этом он сверяет записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).
Типичные ошибки:
- отсутствие договора о полной материальной ответственности с лицом, исполняющим обязанности кассира;
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- отсутствие первичных кассовых документов;
- оформление кассовых документов с нарушением установленных требований;
- некорректное отражение операций с денежными средствами в учетных регистрах;
- формальное проведение инвентаризации кассы;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;
- арифметические ошибки и нестыковка данных при заполнении формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».