Рассмотрим некоторые стандарты
Раздел 8. Законодательная и нормативная база аудита
Использование результатов внутреннего аудита
Ведение регулярного внутреннего аудита с последующей выдачей аудиторского заключения получило в нашей стране название абонентского обслуживания клиента аудиторской фирмой.
Использование работы экспертов
Эксперт может быть привлечен для выражения мнения по следующим основным вопросам:
1. для оценки основных средств;
2. для оценки работ, выполненных по долгосрочным контрактам;
3. для оценки товарно-материальных ценностей, включая их количественные и качественные показатели;
4. для геологического определения запасов полезных ископаемых и их характеристик;
5. для юридических консультаций относительно заключенных договоров и их соответствии действующим нормам законодательства;
6. для оценки информационных технологий, применяемых у клиента.
Использование результатов работы ассистентов
Ассистент аудитора - это лицо, включенное аудитором, работающим самостоятельно, или руководством аудиторской фирмы в состав группы сотрудников для аудиторской проверки или оказания иной аудиторской услуги у конкретного клиента.
Для того, чтобы проверка была выполнена квалифицированно, качественно и в установленные сроки, аудитор должен осуществлять руководство ассистентами. Основная функция аудитора в управлении работой своих ассистентов состоит в том, чтобы:
1. четко сформулировать цель задания;
2. четко формулировать задание, указав в нем, какие именно активы, регистры учета и другие документы и каким методом следует проверять;
3. убедиться в том, что ассистент правильно понял суть задания;
4. обеспечить ассистента необходимыми для выполнения задания данными;
5. проконтролировать выполнение задания.
Ассистент со своей стороны обязан:
1. приступить к выполнению полученного задания только тогда, когда цель и техника исполнения задания ему ясны;
2. выполняя процедуру, не пытаться «оптимизировать» ее в процессе выполнения;
3. при возникновении непредвиденных или не предусмотренных заданием обстоятельств при выполнении процедуры незамедлительно известить об этом аудитора;
4. выполнив процедуру, аккуратно оформить ее результаты в том виде, который предусмотрен в задании;
5. в том случае, если в процессе работы возникли предложения по усовершенствованию процесса проверки или он обратил внимание на какую-либо иную закономерность в учете, чем та, которая составляла суть выполненной им процедуры, обсудить эти вопросы с аудитором.
Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется на нескольких уровнях:
1) Первый уровень нормативного регулирования – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ.
2) Второй уровень системы нормативного регулирования – федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, определяющие нормы аудита, общие для всех субъектов финансово-хозяйственной деятельности и рекомендованные Комитетом международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Разработка национальных стандартов способствует интеграции отечественного аудита в систему международных отношений и обеспечивает признание российских фирм для пользователей отчетности на международном уровне.
3) Третий уровень - нормативные акты, необходимые для реализации национальных стандартов аудита.
4) Четвертый - внутрифирменные стандарты аудита, которые разрабатывают и применяют аудиторские фирмы. Такие документы, как правило, содержат собственные методики аудита, позволяющие снижать аудиторский риск и экономить время. Внутрифирменные стандарты являются коммерческой тайной и интеллектуальной собственностью фирмы.
Различают следующие уровни контроля качества аудита в РФ.
1-й уровень - государственный контроль за деятельностью аудиторских фирм и частнопрактикующих аудиторов. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ организует разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также по защите интересов государства, аудиторов, экономических субъектов, аудиторских фирм. Инструментом контроля является лицензирование.
2-й уровень - контроль со стороны аудиторской фирмы за деятельностью ведущих аудиторов (в самой фирме). Инструменты контроля - проверка руководством фирмы соблюдения сотрудниками этических, законодательных норм аудита; подтверждение обоснованности программы аудита; смена ведущих аудиторов при проверках постоянных клиентов.
3-й уровень - контроль ведущих аудиторов за работой ассистентов путем сбора полных достоверных сведений о квалификации, репутации, работе своих подчиненных.
Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.
Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.
Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу «Аудит» на право заниматься аудиторской деятельностью.
По принадлежности стандарты подразделяются на международные и национальные.
Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 году, включают 45 стандартов. Они подразделяются на десять групп:
- вводные замечания;
- ответственность;
- планирование;
- внутренний контроль;
- аудиторские доказательства;
- использование третьих лиц;
- выводы и отчеты;
- специализированные области;
- задания;
- международная практика аудита.
Использование международных аудиторских стандартов в различных странах оказывает благотворительное влияние на развитие и совершенствование аудиторской деятельности, на качество аудиторских проверок, способствует интеграции лучших достижений по аудиту в национальные аудиторские системы.
В России в 2000 г. издан перевод на русский язык стандартов (МСА), сделанный с документов 1994 года.
Аудиторские правила являются основанием для суда при доказательстве качества проведения аудита. В зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется и мера его ответственности.
Значение аудиторских стандартов весьма велико. Они определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Их соблюдение обеспечивает высокое качество аудиторской проверки и способствует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:
1. на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
3. внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила утверждаются Правительством Российской Федерации.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте;
3. Сущность стандарта;
4. Практические приложения.
В разделе «Общие положения» отражаются:
1. цель и необходимость разработки данного стандарта;
2. объект стандартизации;
4. сфера применения стандарта;
5. взаимосвязь с другими стандартами.
В разделе «Основные понятия и определения используемые в стандарте» содержатся основные термины и их краткая характеристика.
В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится
ее анализ и приводятся методы решения.
Стандарт, также как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблем; возможные процедуры решения проблемы.
Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.
Как правило, в качестве таких стандартов выступают разработанные ведущими специалистами фирмы и проверенные на практике методики проведения конкретных аудиторских процедур.
Такие методики обычно аудиторская фирма держит в строжайшем секрете, справедливо полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшим риском и наименьшими затратами времени и сил провести аудиторскую проверку, является «ноу-хау».
К аудиторским стандартам фирмы можно отнести организацию ознакомления сотрудников фирмы с изменениями в законодательстве и профессиональных стандартах; составление и утверждение на собрании ведущих специалистов и руководства фирмы программы аудиторских проверок; формирование группы аудиторов и специалистов для выполнения проверки у конкретного клиента; порядок обсуждения результатов проверки; организацию хранения документации.
Из 33-х стандартов, рекомендуемых к использованию Международным комитетом по аудиторским стандартам, для разработки в первую очередь были выбраны 10.
Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:
1. Общие стандарты аудита;
2. Рабочие стандарты аудита;
3. Стандарты отчетности;
4. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.
К общим стандартам аудита относятся:
1.1 Основные принципы аудита;
1.2 Цели и объем аудита финансовых отчетов;
1.3 Стандарт по аудиторскому образованию;
1.4 Письмо-обязательство аудитора перед клиентом.
К рабочим стандартам аудита относятся:
2.1. Планирование аудиторской проверки;
2.2. Использование в ходе аудиторской проверки материалов другого аудитора;
2.3. Оценка бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;
2.4. Контроль качества работы аудитора;
2.5. Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения);
2.6. Документация аудитора;
2.7. Использование в ходе аудиторской проверки материалов внутреннего аудитора;
2.8. Действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибки;
2.9. Аналитические процедуры;
2.10. Качественная информация в проверяемой финансовой отчетности;
2.11. Проведение аудита в условиях электронной обработки данных;
2.12. Компьютерные методы аудита;
2.13. Процедуры получения аудиторских доказательств у третьих лиц;
2.14. Использование работы эксперта;
2.15. Аудиторская выборка;
2.16. Влияние электронной обработки данных на оценку аудитором систем бухгалтерского
учета и контроля клиента;
2.17. Информация для руководства;
2.18. Оценка аудитором возможности постоянного функционирования предприятия;
2.19. Материальность (существенность) недостоверной информации и аудиторский риск;
2.20. Аудит учетных оценок;
2.21. Изучение перспективной финансовой информации;
2.22. Ответственность аудитора за начальные остатки при первой проверке финансовой
отчетности предприятия;
2.23 Оценка собственного и контрольного рисков и их влияние на аудиторские процедуры.
К стандартам отчетности относятся:
3.1. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности;
3.2. Виды аудиторских заключений;
3.3. Дата составления аудиторского отчета, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчетности;
3.4. Заключение аудитора специального назначения.
К специфическим стандартам, используемым для аудита в отдельных областях деятельности, относятся:
4.1. Специфические стандарты аудита банков;
4.2. Специфические стандарты аудита страховой деятельности.
При отсутствии отечественных стандартов по различным вопросам методологии аудита в своей работе аудиторам целесообразно руководствоваться международными стандартами аудита, а в случае их отсутствия или невозможности их применения - в соответствии со своим профессиональным опытом и интуицией.