Тема 2.2 Технологические основы аудита
Раздел 6. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности
Раздел 5. Права, обязанности и ответственность аудитора
Раздел 4. Виды аудита
В мировой практике, а также в нашей стране, аудит подразделяют на – внутренний и внешний, инициативный и обязательный.
С точки зрения квалификационных признаков можно выделить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.
Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (или его учредителей), или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными:
- контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов;
- изучение финансовой отчетности;
- организация делопроизводства по бухгалтерскому учету;
- оценка применяемых средств и методов автоматизации учета;
- оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело - проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели.
Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Обязательным аудитом называется аудит, проводимый по поручению государственных органов, а также в случаях, установленных законодательными актами РФ. Определены четыре критерия, согласно которым бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит ежегодной аудиторской проверке (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», статья 7):
1. организационно-правовая форма;
2. вид деятельности;
3. источники формирования уставного капитала;
4. финансовые показатели деятельности.
В соответствии с первым критерием обязательному аудиту подлежат любые открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала. Согласно второму критерию обязательные проверки ежегодно должны проводиться в банках, кредитных и страховых организациях, товарных и фондовых биржах, инвестиционных организациях, внебюджетных и благотворительных фондах и некоторых других субъектах экономики, перечень которых предусмотрен законодательством.
Обязательному аудиту в соответствии с третьимкритерием подлежат экономические субъекты, в уставном капитале которых имеется доля иностранного инвестора.
Четвертый критерий определяет, что при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей деятельности бухгалтерская отчетность всех экономических субъектов подлежит обязательному аудиту:
· годовой объем выручки от реализации продукции в 500 000 раз превышает МРОТ;
· сумма активов баланса в 200 000 раз превышает МРОТ.
Обязательный аудит должен быть только комплексным. Особую актуальность аудит имеет для акционерных обществ. Во-первых, в соответствии с законодательством перед представлением годовой отчетности пользователям собственники должны привлечь для подтверждения ее достоверности профессионального независимого аудитора. Во-вторых, бухгалтерские (финансовые) документы, включаемые в проспект следующей эмиссии и отчет по ценным бумагам, должны быть подтверждены аудиторским заключением. Кроме того, проведения аудиторской проверки в любое время могут потребовать акционеры, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10% и более.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательного аудита влечет взыскание штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 - до 500 - кратного МРОТ, а также штрафа с руководителей в сумме от 50 - до 100 - кратного МРОТ на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявленным прокурором, органами федерального казначейства, органами МНС.
Обязательный аудит по поручению государственных органов
Обязательная аудиторская проверка может проводиться на основании решения суда по вышеуказанным искам. Срок проведения аудита по поручению государственного органа устанавливается по договору между государственным органом и аудитором, но не должен превышать более двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых проводится проверка, обязаны обеспечить личную безопасность аудиторов и их семей, также создать необходимые условия для работы
аудитора, в частности обеспечить полноту необходимой информации и документации. При отсутствии вышеназванных условий аудитор имеет право отказаться от проверки.
Оплата работы аудитора по поручению правовых органов осуществляется предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по средним рыночным ценам на аудиторские услуги, ставка которых ежегодно утверждается Правительством РФ. При отсутствии средств у субъекта оплата производится в течение месяца за счет средств республиканского бюджета, с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда за счет имущества несостоятельного экономического субъекта. При необходимости повторной проверки на тех же основаниях должен привлекаться другой аудитор. Оплата повторных проверок осуществляется только за счет республиканского бюджета. Информация, выявленная в ходе проверки по поручению государственных органов, до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) подлежит гласности только с разрешения указанных органов.
Аудиторское заключение по результатам обязательного аудита по поручению государственных органов приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.
Оценка системы внутреннего контроля
В ходе аудиторской проверки необходимо тщательно ознакомиться с внутренними документами проверяемого экономического субъекта, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета. Это позволит определить, в какой мере реальное состояние дел соответствует требованиям вышеперечисленных документов. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движение отдельных сумм от первичных документов до их вклада в отчетные документы.
Аудитор в ходе аудиторской проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля. Она включает в себя, прежде всего, стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом, его организационную структуру, распределение ответственности и полномочий, осуществляемую руководством кадровую политику. Помимо этого, к контрольной среде относятся порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей, порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей, соответствие в целом хозяйственной деятельности предприятия требованиям действующего законодательства.
Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. Оно обязано выстроить систему внутреннего контроля в соответствии с размерами и спецификой деятельности организации, с тем, чтобы она функционировала регулярно и эффективно. Всякий экономический субъект в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может назначить ревизора, создать ревизионную комиссию или организовать отдел «внутреннего аудита», которым будет передана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.
Эффективная организационная структура предприятия предполагает далее оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна препятствовать попыткам тех или иных лиц нарушать требования контроля и не допускать соединения в одной персоне несовместимых функций. Несовместимыми считаются такие функции, сосредоточение которых у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений, а также затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений.
Оценку системы внутреннего контроля экономического субъекта аудитор обычно проводит в три этапа. Начинает с общего знакомства с системой внутреннего контроля. Затем дается первичная оценка ее надежности. В заключение подтверждается достоверность этой оценки.
Общее знакомство с системой внутреннего контроля происходит следующим образом. Аудиторская организация в начале работы получает общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.
По итогам первоначального знакомства она принимает на втором этапе решение, можно ли
ей в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке. В случае отрицательного решения она должна планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это делается в случае, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как низкая или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.
Если же по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудитор примет решение, что можно полагаться на систему внутреннего контроля, ему следует дать первичную оценку надежности системы внутреннего контроля. В ходе процедуры первичной оценки надежности системы внутреннего контроля аудитор проверяет на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта за весь отчетный период, а не на основе избранных частей периода.
При этом особое внимание уделяется тем периодам, когда в деятельности предприятия наблюдалась какая-то специфика по сравнению с деятельность, типичной для периода в целом. При этом низкая оценка надежности всей системы внутреннего контроля или отдельных средств контроля не исключает «средней» или «высокой» оценки надежности других отдельных средств контроля.
Если по итогам процедуры первичной оценки аудиторская организация оценила надежность всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как «среднюю» или как «высокую», то она должна планировать аудиторские процедуры, исходя из этого предположения. Однако она не должна доверять данной системе абсолютно. Если же по итогам процедуры первичной оценки надежность системы внутреннего контроля в целом и (или) отдельных средств контроля оценена как «низкая», аудитор обязан констатировать это и планировать аудиторские процедуры соответствующим образом.
Третьим этапом изучения системы внутреннего контроля является подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля. Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы.
Чтобы оценить эффективность отдельных средств внутреннего контроля аудитор должен убедиться, что контроль достигает следующих целей:
1) хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
2) все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в экономическом субъекте учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
3) доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;
4) соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью, а в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.
Аудитору следует убедиться, что в проверяемой им организации применяются такие процедуры внутреннего контроля, как арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, проведение сверок расчетов, проверка правильности документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала, а также проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию.
Важно также выяснить используется ли для целей контроля информация из источников, расположенных вне данного экономического субъекта, осуществляются ли меры, направленные на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам. Наконец следует установить, ведется ли исследование динамики хозяйственных показателей, делается ли сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактическими и выясняются ли причины существенных расхождений.
Права и обязанности аудиторов и заказчиков аудиторских услуг определены Законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ.
Понимание аудиторами и их клиентами своих прав и обязанностей (а также противоречий между их интересами) имеет свои особенности.
Права аудиторов совершенно одинаковы и не зависят от того, является ли аудиторская организация юридическим лицом или нет.
Все аудиторы имеют право проводить проверки, оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Они имеют право проверять документы финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом (в случае проведения аудиторской проверки по поручению государственных органов).
Важной особенностью прав аудитора является его самостоятельность. Ее спектр достаточно широк для квалифицированного выполнения своей работы. Так аудитор самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда.
Он вправе проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки. По своему письменному запросу он получает всю необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку. Аудитор имеет право привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов. Наконец, он вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
Как и всякий субъект хозяйственной деятельности аудитор имеет право обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитражный суд. Он может также образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации деятельности или защиты своих профессиональных интересов.
Обязанности аудиторских организаций. Первыми среди них являются неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также Закона РФ, регулирующего аудиторскую деятельность.
Среди первейших обязанностей стоит и получение соответствующих лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторские организации, не имеющие прав юридического лица, обязаны пройти предварительную аттестацию на право аудиторской деятельности.
Аудитору надлежит квалифицированно проводить проверки и оказывать иные аудиторские услуги. Он обязан при этом строго соблюдать условия конфиденциальности, не предоставлять полученные в проверке аудита сведения третьим лицам для использования их в целях предпринимательской деятельности.
Аудиторы обязаны предоставлять экономическому субъекту исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, о нормативных актах, на которых основываются аудиторские замечания и выводы.
Права и обязанности аудиторов
Права аудиторов | Обязанности аудиторов |
Самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки | Неукоснительно соблюдать требования законодательства |
Проверять документацию о финансово-хозяйст-венной деятельности предприятия (проверка бухгалтерских книг, журналов, других документов) | Выполнять свои функции на основе норм и стандартов |
Получение любых разъяснений и всей необходимой информации | Обеспечивать сохранность документов в ходе проверки, не разглашать их содержание. |
Привлекать на договорной основе высококвалифицированных специалистов для проведения аудита | Составлять аудиторское заключение, давать рекомендации клиенту |
Отказаться от проведения проверки в особых случаях |
Этика аудиторов
Этика - это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.
Этические нормы аудиторской деятельности укладываются в четыре главных принципа:
- независимость;
- компетентность;
- добросовестность;
- объективность.
В Российском Кодексе аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.
Требования Кодекса Этики аудиторов России:
Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Аудиторы придерживаются общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, живут и работают по совести. Они руководствуются в своих поступках общечеловеческим правилом: «старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе». Соблюдение правил и норм общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных, нравственных и правовых норм – такова главная заповедь аудитора.
Соблюдение общественных интересов. Внешний аудитор всегда действует в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не одного лишь заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору становится известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он отказывается от их защиты.
Объективность аудитора. Главной основной для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. При этом оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы сугубо объективно рассматривают все возникающие ситуации и реальные факты, не допускают, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности и точности их суждений.
Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Ввиду этого аудитор избегает взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращает их, указывая на недопустимость давления на него в любой форме.
Внимательность аудитора. При выполнении профессиональных услуг аудитор максимально внимательно и серьезно относится к своим обязанностям, неукоснительно соблюдает утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планирует свою работу, контролирует и проверяет подчиненных специалистов.
Независимость аудитора. Аудитор отказывается от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости во всех отношениях от организации клиента и ее должностных лиц. В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор сознательно и без каких-либо оговорок заявляет о своей суверенности в отношениях клиента.
Имеется множество обстоятельств, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяют сомневаться в его фактической независимости. Таковы - возможные или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента, финансовое участие аудитора в делах клиента в любой форме, финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.), косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.
Поводом для нарушения Этического кодекса могут стать родственные или дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента, а также чрезмерное гостеприимство последнего, получение от него товаров и услуг по существенно заниженным ценам. Свое негативное влияние может оказать участие аудитора в органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций, неосторожные рекомендации и советы руководителей аудиторских фирм о финансовых вложениях клиента в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы. Нарушения могут проистекать из факта прежней работы аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации, из принятия предложения о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
По вышеуказанному перечню независимость считается нарушенной, если негативные обстоятельства возникли, продолжали существовать или не были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.
Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы либо позволяют сомневаться в ее фактической независимости, состоят в следующем:
1. аудиторская организация участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг);
2. аудиторская организация возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета), при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
3. аудиторская организация возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.
В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается лишь в тех случаях, когда консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией, когда нет ни каких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора, когда персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента, когда ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.
Профессиональная компетентность аудитора.Аудиторы обеспечивают достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту. Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня.
Аудитор воздерживается от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату.
Конфиденциальная информация клиентов.Аудитор сохраняет в строгой тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Разглашение конфиденциальной информации клиентов не является нарушением профессиональной этики, если это сделано с разрешения клиента.
Налоговые отношения.При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он строго соблюдает налоговое законодательство, не способствует фальсификации в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор в письменной форме сообщает администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного общества и предупреждает их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
Ответственность аудиторской фирмы.Ответственность аудиторской фирмы и аудитора возникает вследствие нарушения принятых на себя по договору об аудите обязательств. Статья 401 ГК РФ указывает общие основания ответственности за нарушение обязательств по любому заключенному договору. Там указывается, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Исключение составляют случаи, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если по характеру обязательств оно приняло все меры для его надлежащего исполнения.
Кроме общих условий ответственности, предусмотренных за невыполнение любого договора, в российском законодательстве существуют и нормы, относящиеся непосредственно к договорам об аудиторской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом о аудиторской деятельности аудиторские фирмы и аудиторы несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства РФ при осуществлении аудиторской деятельности. Имущественные споры экономических субъектов и аудиторов разрешаются судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом.
За неквалифицированное проведение аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудиторской фирмы могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшем лицензию, понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки, штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета РФ в сумме от 100- до 300-кратного МРОТ.
При этом в рассмотрении дела по указанному иску не могут участвовать судьи, принимавшие
ранее решение о проведении аудиторской проверки данной аудиторской фирме.
За нарушение этических норм аудиторской деятельности могут быть аннулированы лицензии на осуществление аудиторской деятельности выдавшими их органами. Подобная санкция используется в случае представления учредителями аудиторской фирмы недостоверных сведений для ее получения. Такое же наказание применяется, если фирма занималась деятельностью, не предусмотренной выданной ей лицензией. Аналогично обстоит дело при предоставлении аудиторской фирмой полученных ею в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. То же самое последует в случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта и неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
В Уголовном кодексе РФ также предусмотрена ответственность аудиторов. Согласно статье 202 использование «частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот МРОТ или в размере з/платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Выделим основные положения, на которые необходимо обратить внимание:
1. нормативная база для проведения аудита;
2. предметная область проведения проверок;
3. методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;
- особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.
Нормативная база
Подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя нормативная база- соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Они необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения учета и составления отчетности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы, значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок.
Внутренняя нормативная база - это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии.
Предметная область проведения проверок
Она включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.
Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.
Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности.
Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить «Расчеты по оплате труда» (счет 70).
Виды работ, подлежащие аудиту:
1. Учредительные и другие общие документы предприятия:
- устав предприятия;
- лицензия по видам деятельности;
- структура предприятия;
- приказы, распоряжения;
- штатное расписание;
- прочие документы.
2. Учетная политика предприятия
3. Основные средства и нематериальные активы :
- аналитический и синтетический учет основных средств;
- начисление износа по основным фондам;
- переоценка основных средств;
- учет капитальных вложений основных средств;
- учет аренды основных средств;
- и т.д.
4. Производственные запасы:
- аналитический учет движения материальных запасов на складах предприятия;
- списание материальных ценностей на затраты производства;
- списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
- сводный учет материальных ценностей.
5. Расчеты по оплате труда:
- учет рабочего времени сотрудников;
- учет начислений по рабочим сдельщикам;
- аналитический учет по оплате труда сотрудников;
- аналитический учет удержаний;
- синтетический учет расчетов по сч.70;
- расчеты по начислению платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
6. Затраты на производство :
- выявление и распределение прямых расходов;
- учет и распределение косвенных расходов;
- учет потерь в производстве;
- учет незавершенного производства;
- сводный учет затрат на производство;
- калькулирование себестоимости продукции.
7. Готовая продукция, товары и реализация:
- учет выпуска готовой и движения продукции на складах;
- учет отгруженной продукции и реализованной продукции;
- Учет коммерческих расходов.
8. Денежные средства.
9. Расчеты (с поставщиками, покупателями, бюджетом, внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению, подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям, разными дебиторами и кредиторами, учредителями).
10. Финансовые результаты и использование прибыли.
11. Капиталы и резервы.
12. Кредиты и финансирование.
13. Учет по забалансовым счетам.
14. Бухгалтерская отчетность.
Методика проверки
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны. При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:
1. Перечень основных нормативных документов;
2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
3. Первичные документы по разделу учета;
4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
5. Классификатор возможных нарушений;
6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;
7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
8. Описание контрольных процедур.
Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.
Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.
Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учета, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.).
Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.).
Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.
Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по ф.№1, отчет о финансовых результатах по ф. №2 и др.)
Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных средств, излишнее списание денег по кассе и др.
Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов.
Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми. Используются восемь основных методов:
1. наблюдение за инвентаризацией или участие в ней;
2. наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
3. устный опрос;
4. получение письменных подтверждений;
5. проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
6. проверка документов клиента;
7. проверка арифметических расчетов;
8. проведение анализа.
Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.
Все процедуры строятся по единой схеме и включают в себя:
1. наименование контрольной процедуры;
2. цель проведения контрольной процедуры;
3. перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;
4. описание техники исполнения процедуры;
5. описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.
Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно-порядковой системе:
первый знак - номер нарушения по классификации нарушений;
второй знак - номер разновидности нарушения;
третий знак - порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.
Особенности проведения аудита в условиях использования клиентом ЭВМ для ведения учета.
Компьютерная обработка данных (КОД) имеет место в случаях, когда компьютеры любого типа, класса. Поколения ( за исключением калькуляторов) используются в процессе обработки учетной информации клиента независимо от следующих условий:
1) компьютер используется клиентом самостоятельно или по договору с третьей стороной;
2) компьютер используется клиентом для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только автоматизации обработки информации по отдельным фактам хозяйственной жизни, отдельным участкам учета в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера.
При проведении аудита в условиях КОД аудитор должен иметь представление о техническом, программном и математическом обеспечении компьютеров, а также систем обработки экономической информации. Если у аудитора нет специальных знаний, то ему следует либо отказаться от проведения аудита у данного клиента, либо использовать работу эксперта в области информационных технологий.
Аудитор должен определить, какое влияние на организацию и проведение аудита оказывают условия использования системы компьютерной обработки данных у клиента, в том числе на изучение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на оценку рисков, связанных с проведением аудита.
В случае использования работы эксперта для оценки применяемой клиентом системы КОД аудитор должен планировать, регулировать и контролировать работу эксперта, сохраняя при этом главенствующее положение.
Основной задачей эксперта является оказание помощи аудитору при проведении проверки: извлечение из компьютера необходимых данных для проверки, проверка алгоритмов расчетов и другие функции, необходимость которых определена договором.
Эксперт, привлекаемый к оценке применяемой клиентом системы КОД, должен удовлетворять следующим требованиям:
1. иметь высшее или среднее специальное образование в области вычислительной техники, информационных технологий, систем обработки информации;
2. иметь стаж работы в данной области не менее одного года из последних трех лет;
3. быть независимым;
4. соблюдать условия конфиденциальности, а также не использовать информацию, полученную в ходе выполнения работ по договору с аудитором в коммерческих или иных целях;
Аудитор должен получить и оформить в виде соответствующего документа следующую информацию о среде КОД клиента:
1. организация обработки учетных данных у клиента;
2. ВЦ или наличие компьютеров в бухгалтерии;
3. количество компьютеров;
4. передача данных с использованием каналов связи (сеть), через магнитные носители (дискеты и т.п.) или ввод с клавиатуры обобщенных данных;
5. используемое клиентом техническое обеспечение КОД (в виде графической схемы);
6. используемое клиентом программное обеспечение КОД (характеристика - кем разработано, когда внедрено, частота и метод обновления в соответствии с изменениями действующего законодательства;
7. разделы и участки учета, функционирующие в среде КОД;
8. применяемая форма бухгалтерского учета;
9. решение по архивированию и хранению данных;
10. организационное решение КОД (ведется клиентом самостоятельно или по договору с третьей стороной);
11. возможность компьютерной системы гибко реагировать на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;
12. возможность формирования отчетности(внешней, внутренней);
13. возможность осуществления аналитических процедур;
14. планируемое внедрение новых компьютерных систем;
15. квалификация бухгалтерского персонала в области КОД.
Работа бухгалтерского персонала клиента в среде КОД оказывает влияние на профессиональный риск аудитора.
Риск аудитора повышается в том случае, если
1. компьютеризованная среда децентрализована;
2. существует географическая разбросанность компьютерных установок;
3. уровень знаний бухгалтерского персонала в области информационных технологий недостаточен;
4. внутренний контроль за функционированием системы КОД отсутствует;
5. отсутствуют необходимые меры по ограничению несанкционированного доступа в систему КОД;
Риск аудитора снижается в случае, если
1. бухгалтерские операции правильно запрограммированы;
2. существует возможность углубить некоторые виды контроля благодаря программному обеспечению, специально разработанному для аудитора;
3. существует специальный контроль программного обеспечения;
4. системы автоматизированного учета являются лицензированными;
5. информационная политика экономического субъекта определяется его высшим руководством;
6. все подразделения, филиалы и другие обособленные подразделения, дочерние общества работают в единой среде КОД, применяют единое программное обеспечение;
7. информационная политика руководства согласована с пользователями системы КОД;
8. имеется долгосрочный план развития системы КОД экономического субъекта.
Организация информационной базы внутри компьютера должна обеспечить сохранность информации, ее архивирование, кодирование и декодирование информации, использование систем ограничения доступа к ней. Актуальность данных обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления и использования.
Внешняя отчетность, если она печатается непосредственно на печатающем устройстве компьютера, должна соответствовать типовым формам и при необходимости в соответствии с изменениями в законодательстве в нее могут вноситься изменения.
При использовании для проведения аудиторских процедур данных в распечатанном виде, подготовленных в системе КОД клиента, аудитор может сохранить видимые следы изучения фактов хозяйственной жизни. В случае работы аудитора в системе КОД клиента (без вывода данных на печать) видимые следы сбора аудиторских доказательств будут отсутствовать.
В условиях использования клиентом системы КОД повышается эффективность и достоверность такой аудиторской процедуры, как проверка арифметических расчетов клиента.
Аудитор также должен быть уверен в том, что алгоритм расчетов, запрограммированный в системе КОД, соответствует общепринятым правилам (стандартам) ведения бухгалтерского учета и другим действующим нормам законодательства.
При выполнении аудита следует обращать внимание на следующие факторы:
1. необходимость сверки регистров учета, формируемых системой КОД, с данными первичного учета. Наличие системы КОД не освобождает клиента от обязанности документировать факты хозяйственной жизни;
2. наличие несанкционированных изменений программного обеспечения. Изменения, вносимые в программное обеспечение клиентом в связи с изменением хозяйственного или налогового законодательства, должны быть документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения;
3. ввод данных в систему КОД может быть выполнен с оформлением или без оформления первичных документов.
Аудитор не должен принуждать клиента к применению системы КОД, известной аудитору, а также в случае, когда аудитор является непосредственным или опосредованным дилером организации - разработчика систем КОД.
Рекомендация аудитора в части использования той или иной системы КОД возможна только в случае, когда аудитор оказывает клиенту сопутствующую аудиту услугу по организации системы КОД по его просьбе.
Аудитор не может настаивать на внесении изменений в организацию КОД в случае, если это расходится с его представлениями об организации КОД.
Аудитору следует обратить внимание на сам процесс проведения проверки и используемые при этом технические средства. В настоящее время аудит в России проводится преимущественно вручную или, в лучшем случае, с использованием компьютеров, используемых для арифметических подсчетов. Однако в передовых аудиторских фирмах России применяются цивилизованные компьютерные технологии работы.
Аудиторы могут успешно применять персональные ЭВМ для контроля основных алгоритмов расчетов, составления отчетности, правильности отнесения затрат, использования основных нормативных материалов по учету и налогообложению.
Экономический субъект, подлежащий обязательному аудиту, а также имеющий желание проверить достоверность отчетности, правильность ведения учета, адекватность системы внутреннего контроля по собственной инициативе, должен известить аудиторскую фирму, избранную им, о желании воспользоваться ее услугами в форме письма.
Анализ показал, что наиболее распространенным является выбор клиентом аудитора по рекомендации третьего лица. Стороны (аудитор и клиент) должны устроить и размер оплаты услуг, и время проведения проверки, и возможность оказания всех видов аудиторских услуг в комплексе.
Потенциальный клиент направляет в аудиторскую фирму письмо - приглашение о проведении аудиторской проверки. В письме должно быть указано полное наименование предприятия, его основные характеристики (дата и номер государственной регистрации, состав учредителей и участников, юридический и фактический адреса, размер уставного капитала, виды деятельности и др.)
Получив письмо с предложением о проведении аудита аудитору следует дать ответ на него – письмо-обязательство о согласии на проведение аудита (см. приложение «Письмо-обязательство»).
Письмо-согласие документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.
Письмо-обязательство, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов на заключительной стадии аудиторской проверки - при формировании окончательного мнения аудитора о достоверности отчетности клиента и составлении аудиторского заключения, в принятии решения руководства клиента о внесении или не внесении исправлений в отчетность.
Основное содержание письма составляют:
1. описание объектов аудита (бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, финансовой отчетности);
2. определение границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные документы, законодательство и рекомендации профессиональных аудиторских объединений, правилам которых следует аудиторская фирма;
3. перечень видов аудиторских заключений, описание составных частей аудиторского заключения;
4. определение риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента;
5. обеспечение беспрепятственного доступа ко всем учетным и иным документам и информации, имеющей значение для аудита;
6. обеспечение помощи со стороны сотрудников проверяемого экономического субъекта;
7. обязательство аудитора по соблюдению коммерческой тайны.
Жесткие рекомендации по составлению письма-обязательства аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется прежде всего запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом. Но обязательными можно считать следующие указания:
1. о цели аудиторской проверки состояния бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, бухгалтерской отчетности;
2. об ответственности руководства экономического субъекта за достоверность финансовой и прочей документации, отчетности, представленной для проверки;
3. о законодательных актах и нормативных документах, используемых аудитором в ходе проверки;
4. о форме отчетности аудитора по результатам проведенной работы;
5. о возможности не обнаружения при аудите отдельных ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.
По желанию аудитор может включить в текст письма краткий план проведения аудита, просьбу о предоставлении необходимых разъяснений в письменной и устной форме от сотрудников и руководства экономического субъекта, условия дополнительного вознаграждения услуг аудитора в случае возникновения обстоятельств и дополнительных работ, просьбу в подтверждении клиентом получения от аудиторской фирмы письма-обязательства.
Правоотношения, возникающие между сторонами при оказании аудиторских услуг, существенно отличаются от правоотношений по поводу иных гражданско-правовых договоров, например, договоров подряда.
Взаимоотношения между клиентом и аудитором регулируются договором и в тех случаях, когда аудиторская проверка проводится по поручению государственных органов (см. пример оформления договора «Договор»).
Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. Этап подготовки договора включает в себя определение трудоемкости стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.
Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.
Текст договора должен в обязательном порядке содержать пункты, раскрывающие следующие аспекты:
- предмет договора на оказание аудиторских услуг;
- условия оказания аудиторских услуг;
- права и обязанности аудиторской организации;
- права и обязанности экономического субъекта;
- ответственность сторон и порядок разрешения споров;
- стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты
Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов.
С этой целью руководителем бригады аудиторов составляется программа проверки, в которой указываются:
1. цель аудита;
2. основные участки работы предприятия и разделы учета, подлежащие проверке;
3. характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
4. закрепление обязанностей за членами бригады;
5. предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
1. Формирование цели аудита имеет важное значение потому, что она сразу знакомит клиента с тем, за чем аудитор пришел на предприятие и какую пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудитор ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компроментирующего материала, а выявление недочетов в бухгалтерской и вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению их в дальнейшем.
2. Далее в программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. Необходимо:
а) отметить наиболее важные участки, имеющие определенное значение для финансово-хозяйственной деятельности предприятия и для формирования ее результатов;
б) указать, что другие участки финансово-хозяйственной работы предприятия, будучи
важными и полезными, решающего влияния на результаты деятельности не оказывают.
3. По каждому проверяемому участку следует определить характер проверки - сплошной (кассовые, банковские документы, авансовые отчеты, расчеты с учредителями) и выборочной (первичная документация по з/плате, производственным запасам, расчетам.
4. Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что двухнедельная интенсивная работа приносит не менее точные и полные результаты, нежели растянутая во времени на долгие недели.
Для того, чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства.
Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторским доказательством.
Для сбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедурой будем называть определенный метод доказательств как неотъемлемую часть соответствующего технологического процесса. Для того, чтобы отличить их от процедур, присущих иным профессиям, будем называть применяемые аудиторами в своей практике процедуры аудиторскими процедурами.
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их получения.
Основные методы получения аудиторских доказательств следующие:
1. Наблюдение или участие в инвентаризации;
2. Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
3. Устный опрос;
4. Получение письменных подтверждений;
5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
7. Проверка арифметических расчетов;
8. Анализ.
Но метод как таковой не дает никакой информации для выводов, если не знать - какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие - нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить письменные подтверждения; какие именно документы следует подвергнуть анализу. Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать:
1. как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля;
2. какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учета и контроля;
3. какой или какие из перечисленных методов следует применить для выявления каждого из возможных нарушений;
4. к каким именно объектам контроля (документам, активам, обязательствам, субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применять тот или иной метод.
Наблюдение или участие в инвентаризации
С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматривать как метод получения наиболее ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций.
Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением позволяет сделать определенные выводы по всем трем направлениям аудиторской проверки.
Например, если на проверяемом предприятии в течение ряда лет не проводились инвентаризации активов (при составлении годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т.д.), аудитор имеет основание для вывода об отсутствии у клиента внутреннего контроля за сохранностью активов, а также о нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого предприятия занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько - висит вывеска с наименованием другого предприятия, выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого предприятия), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи «доходы от аренды», речь идет о «скрытой аренде» и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций
Эта процедура несложна, но также важна для оценки системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемом предприятии. Аудиторская проверка - это работа не только с документами и отчетностью, которую аудитору предстоит подтвердить. Это еще и работа с сотрудниками проверяемого предприятия, так как именно они создают эти документы, вкладывая в этот процесс свои мысли, навыки и опыт. Поэтому иногда бывает достаточно понаблюдать за тем, как производится в бухгалтерском учете оформление той или иной хозяйственной операции, для того чтобы достаточно точно оценить как состояние внутреннего контроля, так и соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета.