Снижение стоимости материалов

Переоценка материалов

Тема 3.5. Аудиторская проверка операций с производственными запасами и товарами

 

 

Если организация проводит переоценку материалов, то ее результат по мере выявления (то есть после окончания переоценки и утверждения руководителем организации результатов) списывается непосредственно на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: в дебет – суммы уценки, в кредит – суммы дооценки.

В аналитическом учете по этому счету открывается отдельный субсчет для накопления данных о проведенной переоценке. В дальнейшем результат от переоценки материалов попадет на счет при­былей и убытков в составе сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом он участвует в фор­мировании конечного финансового результата деятельности организации.

В общем виде переоценка материалов отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Д10 К91.1 –дооценка материальных ценностей

Д91.2 К10 –уценка материальных ценностей.

 

 

В плане счетов установлен порядок отражения на счетах сумм снижения стоимости материалов.

Для этого применяется синтетический счет 14, который назван «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Этот счет является дополнительным, он предназначен для уточнения оценки материалов.

Перед составлением бухгалтерского баланса (как правило, годового) фактическую себестоимость заготовления (приобретения) материалов сравнивают с текущей рыночной стоимостью (стоимо­стью возможной продажи). Такое сопоставление проводят по испорченным материалам и сырью, а также если запасы полностью или частично морально устаревают или рыночные цены на них ус­тойчиво снижаются.

В учете на сумме резервов под снижение стоимости материалов делается запись по дебету счета 91.2 и кредиту счета 14. В начале следующего отчетного периода остаток по счет 14, переходя­щий с предыдущего периода, закрывается путем обратной записи: Д14 К91.1

 

Таким образом, остаток на счете 14 представляет разницу между фактической себестоимостью и текущей рыночной стоимостью, относящуюся исключительно к материалам на конец отчетного периода. При закрытии этого счета исходят из предположения, что все переходящие остатки мате­риальных ценностей будут полностью израсходованы в течение следующего отчетного периода.

 

На счете 10 «Материалы» из МБП учитываются следующие элементы:

- предметы со сроком службы менее 12 месяцев независимо от стоимости;

- орудия лова (в зависимости от срока службы);

- многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного мате­риала.

 

Если какие-то из названных предметов приходуются на счет 10, то к нему открывается субсчет «Инструменты и приспособления хозяйственного назначения». После передачи этих предметов со склада в эксплуатацию и списания стоимости их со счета 10 контроль их наличия и движения должен вестись в оперативном порядке.

Основными задачами учета материалов на предприятиях и стройках являются:

- правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение досто­верных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

- контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движе­ния;

- контроль за использованием материалов в производстве;

- своевременность выявления ненужных и излишних материалов для их реализации в со­ответствии с существующим порядком;

 

Исходя из этих задач, аудитору необходимо проверить:

- правильность оценки материалов в учете;

- правильность применения первичных документов по учету материалов;

- правильность организации работы складского хозяйства;

- имеется ли приказ руководителя предприятия об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада (образцы подписей этих лиц должны находиться на складе);

- разработана ли на предприятии номенклатура-ценник;

- назначены ли приказом материально ответственные лица, заключены ли с ними дого­воры о полной материальной ответственности;

- производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по ко­личеству и качеству, соответствует ли она требованиям инструкции о порядке при­емки продукции по количеству и качеству;

- составляются ли коммерческие акты, предъявлялись ли по ним претензии;

- правильно ли оформлены документы по приходу и расходу материалов, их внутрен­нему перемещению;

- правильно ли осуществляется бухгалтерский учет материалов в бухгалтерии предпри­ятия;

- правильно ли осуществляется получение, расходование, учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

- правильно ли осуществляется учет заготовления материалов;

- правильно ли отражены в учете неотфактурованные поставки и материальные ценно­сти, находящиеся в пути;

- правильно ли отражен учет операций по реализации материалов;

- выделяется ли в платежных документах и первичных учетных документах НДС;

- правильно ли произведено списание материалов в случае их порчи или недостач (при­няты ли меры к взысканию недостачи с виновных лиц);

- проводилась ли на предприятии инвентаризация материальных ценностей; оформ­лены ли ее результаты; правильно ли отражены в учете результаты инвентаризации;

- правильно ли отражались в учете операции с тарой;

- правильно ли осуществляется учет товарно-материальных ценностей, принятых на от­ветственное хранение;

- правильно ли осуществляется учет строительных материалов открытого хранения;

- правильно ли осуществляется учет материалов, принятых в переработку.