Аудит учета, отчетности и использования основных средств
Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами
Аудит расчетов по кредитам и займам
В плане счетов для учета расчетов по кредитам и займам предусмотрено два синтетических счета: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Аналитический учет по ним должен строиться по каждому банку или другому заимодавцу и каждому полученному организацией кредиту (иному займу).
Названные счета применяются также для обобщения информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и размещения облигаций. При этом план счетов унифицирует порядок разницы между номинальной стоимостью и ценой размещения облигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:
Д51 К66 (67) – на номинальную стоимость облигаций;
Д51 К98 – на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью
Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Если облигации размещаются по цене ниже номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций.
В бухгалтерском учете делается следующая запись:
Д91.2 К66 (67) – на сумму превышения номинальной стоимости над ценой размещения
Аудитору необходимо установить:
- на какие цели использован кредит, соответствуют ли эти цели условиям договора на получение кредита;
- полноту и своевременность погашения кредитов (это необходимо проверить по выпискам из банка);
- правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором;
- обоснованность включения затрат, связанных с получением кредитов, в текущие расходы, в стоимость материально-производственных запасов;
- законность и обоснованность выдачи ссуд для рабочих и служащих на индивидуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и для расчетов с торгующими организациями за товары, проданные в кредит;
- законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов), а также полноту и своевременность их погашения, правильность списания расходов по уплате процентов за полученные ссуды;
- правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66 и 67, соответствие записей учета по этим счетам записям в Главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации.
Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книга, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
При проверке учета, отчетности и использования основных средств необходимо установить:
- обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств;
- правильно ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы согласно классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
- правильно ли произвели оценку основных средств в учете;
- правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию основных средств;
- правильно ли начислены и отражены в учете износ и ремонт основных средств;
- правильно ли отражены данные о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности;
- приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств )для этого необходимо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств (есть ли письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности);
- соответствуют ли должности материально ответственных лиц перечню должностей и работ предприятия;
- созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных ценностей (шкафы, сейфы, закрывающиеся помещения и т.д.);
- оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией;
- организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
- проводились ли инвентаризации.
Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие и когда были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более двух – трех лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
При проверке отчетности по основным средствам аудитору необходимо проверить:
- соответствие форм бланков утвержденным формам;
- соответствие записей сводного аналитического учета записям в главной книге и балансе;
- правильность записей в форме № 5 годового отчета о наличии и движении основных средств;
- правильность проведения проводок по учету основных средств;
- ведение учета на забалансовых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование, принятое в монтаж».