Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами

Тема 3.3. Аудиторская проверка расчетных и кредитных операций

 

 

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или со­глашением. При этом предприятия по общему согласию могут проводить зачеты взаимной задол­женности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение на незначительную сумму. Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 с аналогичным названием.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.

Авансы, выданные торговым контрагентам, должны учитываться на счете 60 «Расчеты с постав­щиками и подрядчиками», а авансы, полученные от них, - на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В аналитическом учете по этим счетам расчеты по авансам подлежат обособлению, для чего могут применяться разные способы, в том числе открытие отдельных субсчетов.

В основе выделения синтетических позиций для учета расчетов с торговыми контрагентами ле­жат принятые в хозяйственной практике формы и виды расчетов. Авансирование не является ни формой, ни видом расчетов.

Кроме того, аванс может быть перечислен не только по торговым, но и по любым иным видам расчетов. Поэтому признано целесообразным рассредоточить авансы по синтетическим счетам, заведенным для конкретных форм и видов расчетов, и не использовать для их учета отдельные синтетические позиции.

Такой подход соответствует традиционному порядку, по которому авансовые платежи в бюджет отражаются на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхова­нию и обеспечению», авансы по заработной плате – на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

При проверке аудитор должен обратить внимание на следующее:

 

- имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильно ли они оформлены;

- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;

- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию;

- обоснованность получения авансов;

- уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поста­вок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам реализованных товаров (работ, услуг);

- правильность ведения аналитического учета и составления бухгалтерских проводок по счету 60;

- соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 8, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);

- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;

- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчет­ные документы, необходимо проверить, не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

- осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть ее результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);

- полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями анали­тического учета, отчетов движения продуктов и материалов;

- правильность установления цен на материальные ценности: соответствуют ли они це­нам, указанным в договорах поставки;

- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себе­стоимость продукции (работ, услуг);

- предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обяза­тельств;

- правильность отражения операций при оплате векселями;

- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, несоответствия качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или под­рядчиков;

- наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностран­ную валюту. Необходимо уточнить, как ведется учет курсовых, суммовых разниц и как эти разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое числе соответствующего квартала.