Аудит кассовых операций

Тема 3.1 Аудит учета операций с денежными средствами

Раздел 3. Внутренний аудит

Ответственность аудитора за результаты аудиторской проверки

 

Ответственность возникает вследствие нарушения аудиторскими организациями (аудиторами) принятых на себя по договору об аудите обязательств.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для аудируемых лиц, с аудиторской организации могут быть взы­сканы на основании решения суда (арбитражного суда):

- понесенные убытки в полном объеме;

- расходы на проведение повторной аудиторской проверки (перепроверки) аудируемых лиц;

- штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета.

 

В случае использования своих полномочий в целях получения для себя и аудируемых лиц неза­конных выгод и преимуществ и (или) нанесения существенного вреда правам и интересам граж­дан, организаций и государства аудиторы-предприниматели привлекаются к уголовной ответст­венности в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 

Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 «Касса».

Кассовые операции носят массовый характер, поэтому этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы их проверки доста­точно просты. Вследствие этого при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать помощников.

Аудиторские процедуры, которые используются при проверке кассовых операций:

- инвентаризация кассы;

- обследование помещения кассы;

- опрос;

- проверка соблюдения установленных на предприятии правил совершения некоторых операций;

- проверка;

- сравнение документов.

При проведении сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на пред­приятии порядок учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами.

Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен письмом ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 и письмом ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т «Об установле­нии предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке».

Во время проверки следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хране­ния наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь незначительные денежные суммы для выдачи авансов на командировки, для оплаты мелких хозяйственных расходов и других неболь­ших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех ра­бочих дней в период выплаты заработной платы сотрудникам предприятия, премий и пособий по временной нетрудоспособности.

По желанию аудитора или директора предприятия можно провести инвентаризацию. Инвентари­зация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет.

При инвентаризации кассы необходимо проверить:

- имеется ли приказ о назначении кассира;

- заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственно­сти установленной формы;

- соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денеж­ных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами ох­ранно-пожарной сигнализации.

После инвентаризации кассы аудитору необходимо проверить:

  1. созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при дос­тавке их из банка и при сдаче в банк;
  2. полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам;
  3. правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, жур­нала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
  4. имеются ли подписи в получении денег (для этого надо выборочно проверить на соответст­вие подписи в расходных ордерах и ведомостях);
  5. правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней;
  6. наличие или отсутствие штампов на кассовых документах («Получено», «Оплачено»);
  7. соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;
  8. соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе;
  9. правильность выдачи денег по доверенностям;
  10. соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;
  11. наличие в организации действующей системы проведения ревизии кассы.