Разработка плана и программы аудита.

Согласование условий на проведение аудита.

В целях привлечения новых клиентов и достижения договорённости с руководством АЛ аудиторы могут использовать письмо-обязательство.

Для разовых соглашений, это письмо является офертой, предложение о намерениях заключить договор.

Пример такого письма, приведен в приложении в ПСАД 12.

Письмо включает:

1. Условия аудиторской проверки

2. Обязательства сторон

3. Дополнительная информация об услугах аудиторской организации, общих сведений о ней и членств СРО.

Таким образом письмо-обязательство способствует правильному пониманию цели и задач аудиторских задач, процедур и условий.

Письмо подписанное руководством организации (АЛ), является основание для оформления договора на оказание аудиторских услуг.

Договор, этого вида заключается согласно главе 39 ГК РФ. При этом договор может быть краткосрочным или долгосрочным.

В последнем случае аудиторы проверяют достоверность промежуточной БФО, налоговых и бухгалтерских расчётов, применение оценочных значений и т.п.

Обязательные условия договора:

1. Цель аудита БФО

2. Права и обязанности аудиторской организации

3. Права и обязанности сотрудников АЛ

4. Ответственность руководителя АЛ за подготовку и представления БФО

5. Объем аудита, в т.ч. указания на выборочную проверку со ссылкой на ФСАД

6. Условия подготовки аудиторского заключения и др. документов по результатам аудита

7. Порядок разрешения споров и действия обстоятельств непреодолимой силы.

8. Условия соблюдения аудиторской тайны

9. Цена договора, порядок оплаты

10. Сроки действия договора.

Дополнительные условия:

1. Дополнительные договорённости о координации работы аудиторов и сотрудников АЛ.

2. Возможность проведения выборочной инвентаризации

3. Согласие АЛ использовать результаты предыдущих налоговых, аудиторских и др. финансовых проверок, материалы судебных дел, о привлечении экспертов и специалистов со стороны.

4. Порядок оплаты дополнительных расходов

5. Изменения и дополнительные соглашения, как правило прилагается к основному договору и является его неотъемлемой частью.

После подписания договора аудиторы преступают к планированию аудита. Желательно договорится с аудиторами о проверке конкретных участков БУ, расчётов, операций, где риск ошибок максимален. В рабочей программе аудита указывается доля аудиторской выборки.

Планирование аудита определяется требованиями ПСАД 3.

Планирование заключается в разработке общего плана аудита и на его основе программы аудита по различным участкам БУ.

Общий план аудита содержит временные рамки и трудозатраты аудиторской проверки, состав аудиторов, планируемые виды работ.

РД-5

Общий план аудита

Проверяемая организация ООО «Реванш»

Период аудита 31.12.2011-01.01.2011

Срок проведения 28.02.2012-02.03.2012

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Количество человеко-часов

Планируемый уровень существенности

Приемлемый аудиторский риск 5%

Планируемый вид работы Срок времени Исполнитель Примечания
1. 2. 3. …. 10. Обзор информации о деятельности АЛ Аудит учетной политики Аудит …….. ……………………………………….. Оформление результатов аудита и аудиторское заключение 28.02.12 28.02.12   ……….. Все Все   ……………. Все РД-1 РД-2   ………..    

Руководитель аудиторской группы ___________________________ / /

Аудиторы _______________________/ /

_______________________/ /

Дата составления:

План может уточняться и дополняться в процессе проведения аудита.

Программа разрабатывается в соответствии с планом и является подробной инструкцией аудиторов выполняющих проверку, а так же средством контроля качества аудиторских услуг.

Программа должна содержать те же реквизиты, что и общий план и следующие графы:

1. Номер

2. Аудиторские процедуры по направлениям проверки

3. Срок проведения

4. Исполнитель

5. Официальные источники информации

6. Документы АЛ

7. Документы и информация третьих лиц.

8. Выводы аудитора

В соответствии с МСА и ФСАД 7, программа аудита может составляться исходя из предпосылок подготовки БФО.

Программа аудита должна быть оформлена документально и завизирована в установленном порядке.

4.6. Оценка надёжности системы внутреннего контроля АЛ.

ФЗ №402 «О БУ»определена обязанность руководителя каждой организации организовывать на предприятии эффективную систему внутреннего контроля, поскольку СВК, является важной частью современной системы управления.

Аудиторскими стандартами в свою очередь определяется обязанности аудиторов по изучению и оценки действующей системы СВК АЛ на всех этапах аудита.

Согласно ПСАД 8, СВК - это процесс организованной собственниками, руководством, сотрудниками АЛ, для обеспечения надёжности БФО, эффективности хозяйственных операций и соблюдения законодательства РФ.

В соответствии с требованиями ПСАД 8:

1. Анализ СВК АЛ аудиторы должны вести по пяти элементам СВК.

2. Оценка СВК осуществляется на основании профессионального суждения аудиторов, с точки зрения риска существенного искажения отчётности.

3. Аудиторы должны учитывать специфику СВК осуществляемой с применением электронно-вычеслительной техники.

4. Аудиторы должны оценить РИСО на уровне предпосылок подготовки БФО и разработать дальнейшие процедуры аудита с учетом оцененных рисков.

По стандартам аудита СВК состоит из 5 элементов:

1. Контрольная среда

2. Процесс оценки рисков АЛ

3. Информационная система, в т.ч. СБУ

4. Контрольные действия

5. Мониторинг средств контроля

Характеристика элементов СВК:

1. Контрольная среда включает управленческие функции, т.е. осведомлённость и действия руководства в отношение хозяйственных операций и процессов, понимания значения СВК для успешного осуществления ФХД. Руководство оценивает компетентность сотрудников, обеспечивает дисциплину и порядок.

К факторам контрольной среды можно отнести:

- организационная структура предприятия

- стиль руководства

- распределение ответственности и полномочий

- кадровая политика

2. Это способность руководства АЛ выявлять и самостоятельно оценивать все риски связанные с бизнесом и их последствия. Для подготовки БФО важно выявлять риски имеющие отношения к существенным показателям отчётности. Аудиторы должны оценить каким образом выявляют и устраняют риски связанные с подготовкой БФО и к каким это приводит результатам.

3. Это информационная система экономического субъекта включает следующие подсистемы:

- финансового и управленческого учета

- налогового учета

- аналитическую информацию

- технологическую и справочную информацию

- компьютерно-информационную систему

- организационно-распределительную и др. документацию.

Информационная система предполагает, организацию сбора, обработки и предоставления информации о ФХД экономического субъекта (АЛ).

Аудиторы должны определить: группы однотипных операций существенных для БФО, учётные процедуры и бухгалтерские записи, система применяемых учетных регистров, классификацию и раскрытие информации в БФО, включая проверку оценочных значений.

4. Полагают удостоверится, что распоряжения руководства выполняются и сопровождают все текущие операции. К контрольным действиям относится:

- проверка и визирование документов

- сверка и проверка расчётов с дебиторами и кредиторами, персоналом, банками и т.п., внеплановые и плановые инвентаризации.

- работа внутренних аудиторов

- аттестация сотрудников

- графики документооборота

- проверка выполнения учетной политики

- обновление программных продуктов и др. мероприятия и средства контроля.

5. Процесс оценки эффективности различных средств контроля и контрольных действий и их разнообразие и совершенствование. Лучшее понимание СВК позволяет аудиторам выявить недостатки и сообщить о них руководству АЛ.

СВК можно считать эффективной, если её использование или функционирование своевременного предупреждения и обнаружения недостатков, нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственных операций и при формировании показателей БФО.