Документы предоставляемые клиентам для начала аудиторской проверки

Последовательность выполнения работ по этапам аудита.

Тема 4. Общая технология аудита.

Процесс аудиторской проверки условно можно разделить на 4 этапа:

1. Предварительный этап

2. Этап планирования аудита

3. Сбор аудиторских доказательств

4. Заключительный этап (завершениеаудита)

В аудиторских стандартах определяются 3 основных этапа аудита начиная с планирования.

Однако ПСАД 19, определяет особенности первой проверки аудируемого лица (первоначальный аудит).

На первом (подготовительном) этапе аудита задачи аудитора заключаются в следующем:

1. Получить информацию о бизнесе клиента с целью определения объема аудита и трудозатрат на предстоящую проверку.

2. Определение обстоятельств способных повлиять на жизнедеятельность клиента по стандарту 11, необходимо определить применимость допущения непрерывности деятельности.

3. Принять решение о проведение аудита, либо отказаться.

4. Оформить свои отношения с клиентом договором.

Аудиторские организации могут предлагать свои услуги в письме-обязательстве, которое является офертой, то есть письменным предложением заключить договор.

До заключения договора на аудиторскую проверку, аудиторы проводят предварительную экспертизу состояния дел клиента.

После заключения договора многие аудиторские фирмы (крупные) используют конвейерный подход и передают клиентам перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам.

Документы общей информации:

1. Копия БФО за предыдущий отчётный период

2. Главная книга, по состоянию на 31 декабря предыдущего года

3. Копии всех документов о выдаче займов и получения кредитов

4. Копии всех протоколов собрания учредителей, совета директоров, собрания акционеров.

5. Список всех юридических консультантов и видов работ

6. Копии крупных договоров с поставщиками и покупателями

7. Копии учредительных документов и документов о регистрации организации в ИФНС, налоговых органах и лицензии.

8. Копия приказа об учётной политике.

Документы финансовой деятельности организации

9. Ежемесячные данные о выручке от продукции, работ, услуг и о выручке от прочих операций.

10. Ежемесячные данные о расходах и затратах на реализацию П, Т, Р, У и прочих расходов.

11. Плановые калькуляции себестоимости 1 продукции.

12. Финансовые и другие планы.

На этапе планирования аудиторы:

1. Оценивают надёжность системы внутреннего контроля АЛ по 5 элементам. С этой целью аудиторы разрабатывают тесты оценки СВК.

2. Оценивают приемлемый аудиторский риск (в большинстве случаев ПАР=5-15%)

3. Рассчитывают уровень существенности для предстоящей проверки и определяют взаимосвязь величины допустимой ошибки с аудиторским риском. Расчёт осуществляется по базовым показателям БФО. Методика определения аудиторского риска и расчёта уровня существенности устанавливается внутренними стандартами аудита аудиторской организации или индивидуальными аудиторами.

4. Разработка общего плана аудита и направлений проверки.

5. Определяют свой подход к аудиторской выборки.

6. Разрабатывают программу аудита по каждому направлению проверки (ОС, НМА, МПЗ).

3 этап. Сбор аудиторских доказательств осуществляется по средствам выполнения аудиторских процедур:

1. Комплексов тестов средств контроля.

2. Аудиторских процедур по существу: детальная проверка оборотов и сальдо по счетам, документов, наличия ,их оценка и аналитические процедуры.

К аудиторским процедурам по существу относится:

1. Инспектирование

2. Наблюдение

3. Пересчёт

4. Подтверждение

5. Инвентаризация и др.

На этом этапе выполняются план и программа аудита, которые при необходимости корректируются. Оформляются рабочие документы по каждому участку проверки.

В процессе выполнения аудиторских процедур осуществляется текущий контроль качества выполнения заданий по аудиту.

Аудиторские процедуры – это определённый порядок и последовательность действий аудитора по получению аудиторских доказательств, необходимых для обоснованного мнения о достоверности БФО.

На заключительном этапе аудитор должен:

1. Завершить подготовку рабочей документации

2. Обсудить результаты проверки в рабочей группе аудиторов

3. Подготовить аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей БФО.

Аудиторское заключение бывает двух типов:

- Немодифицированное аудиторское заключение (с безоговорочным положительным мнением).

-Модифицированное аудиторское заключение

4. Подготовить информацию по результату проверки руководству АЛ.

Письменная информация является аналитическим отчётом аудиторов с указанием всех существующих ошибок и искажений выявленных в результате проверки. Может содержать рекомендации аудиторов по исправлению выявленных нарушений.

По требованиям ПСАД 2 на последнем этапе аудиторы создают аудиторский файл по по проведённой аудиторской проверки.