Место аудита в системе финансового контроля.
Понятие, цель и задачи аудита.
Аудиторская деятельность, является предпринимательской деятельностью и включает в себя проведение аудита бухгалтерской финансовой отчётности, оказание прочих и сопутствующих аудиту услуг (см. ФЗ №307).
Аудит- это независимая проверка достоверности показателей БФО аудируемых лиц.
Цель аудита – выражение мнения о достоверности показателей БФО.
Необходимость подтверждения БФО независимыми аудиторами обусловлено следующим:
1. БФО, является основным источником информации для различных групп пользователей.
2. БФО подвержена искажениям в силу ряда факторов:
А) применение оценочных значений при составлении БФО.
Б) возможность неоднозначного понимания содержания хозяйственных операций и их отражения на счетах.
В) возможная пристрастность составителей БФО.
3. Большинство заинтересованных пользователей не могут самостоятельно оценить степень достоверности БФО из-за ограничения доступа к прочей учётной информации.
Аудиторское заключение по результатам проверки содержащие мнение аудитора может способствовать большему доверию к этой отчётности со стороны пользователей.
Аудиторы устанавливают достоверность БФО с не абсолютной точностью, а во всех существующих отношениях. Для чего по показателям БФО определяется уровень существенности (величина допустимой ошибки), например 5 % от валюты баланса.
Задачи аудиторов в процессе проверки заключаются в следующем:
1. Оценка:
- системы внутреннего контроля и уровня организации БУ.
- качество обработки документации.
- правильности бухгалтерских записей (корреспонденция счетов).
- составления БФО.
2. Оказание помощи административно-управленческому персоналу, рекомендации:
- по профилактике и устранения нарушений в учётных записях и расчётах, которые влияют на достоверность БФО.
3. Консультирование по всем вопросам возникающих в ходе проверки:
- бухгалтерского учёта.
- хозяйственного права.
- налогообложения.
- финансового анализа (менеджмента).
Аудиторы несут ответственность за выражение мнения о достоверности БФО(аудиторское заключение). Аудиторский риск заключается в выражении неверного мнения о достоверности БФО при наличии существующих искажений в БУ.
Руководитель организации – аудируемое лицо, несёт ответственность за организацию БУ и достоверность показателей БФО (см. ФЗ № 402).
В настоящие время общие концепции развития аудита заключаются в следующем:
1. Применение качественных стандартов аудиторской деятельности соответствующие международным стандартам аудита.
2. Соблюдение «Кодекса профессиональной этике аудиторов» от 31.05.2007г.
3. Следование единым квалификационным требованиям независимо от сферы деятельности (см. ФЗ №307, гл. 11-12).
4. Осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов со стороны СРО.
5. Организация государственно-общественного надзора за аудиторской деятельностью.
Система финансового контроля в РФ включает:
1. Государственный финансовый контроль.
2. Общественный контроль.
3. Независимый аудиторский контроль.
При этом аудит подменяет государственный финансовый контроль, хотя осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Государственный финансовый контроль осуществляется в общегосудственной и ведомственной формах и охватывает всех хозяйствующих субъектов.
ГФК осуществляется:
1. Счётной палатой.
2. Федеральным казначейством
3. Федеральной службой финансово-бюджетного надзор.
4. Федеральной службой по финансовому мониторингу.
5. Федеральной налоговой службой.
6. Федеральной таможенной службой.
7. Федеральной службой по валютному и экспортному контролю и т.п.
Кроме того ГФК выполняют государственные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Основные функции ГФК:
1. Контроль за образование и использование государственных средств.
2. Контроль за погашением внутреннего и внешнего долга РФ.
3. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
4. Проверка использования и распределения государственных финансовых ресурсов.
5. Контроль за достоверностью БФО и ведению БУ, налогообложением.
6. Контроль за расчётом и уплатой налогов и т.п.
Аудит способствует предотвращению финансовых нарушений, ошибок, подлогов, незаконных действий и недостатков в организации и ведение БУ, поэтому органы ГФК заинтересованы в развитии аудиторской деятельности и качестве аудиторских услуг.
В 90 годах 20 века в России аудиторы проверяли, как правило, налоговые расчёты (подтверждающий аудит). В последние годы в России применяется системно ориентированный аудит, основанный на анализе системы БУ и внутреннего контроля.
Но в новых ФСАД рассматривается риско-ориентированный аудит, когда аудиторы проводят выборочные проверки, уделяя особое внимание, тем участкам БУ, где риск ошибок максимален.
Важной особенностью аудита является соблюдение определённых формальных процедур регламентированных стандартами аудита:
1. Оценка системы внутреннего контроля с помощью тест-контрля.
2. Планирование аудиторской проверки (план и программа).
3. Документирование результатов проверки в рабочих документах аудитора.
4. Определение аудиторского риска.
5. Расчёт уровня существенности.
6. Проведение аудиторских процедур по существу.
7. Оформление аудиторского заключения.
Общественный контроль осуществляется общественными институтами и СМИ.