Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности
В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятся стандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг. XX в., в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением обслуживающих их аудиторских организаций в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные стандарты аудита.
В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:
1) международные;
2) национальные;
3) внутренние.
Стандарты обеспечивают:
ü единство принципов аудита – единство требований к качеству и надежности;
ü унификацию аудита в вопросах методологии;
ü единство подходов к проведению аудита и составлению аудиторской отчетности.
Благодаря этому, соблюдение аудиторских стандартов способствует:
ü получению определенных гарантий качества подготовки аудиторов и проведения аудита;
ü высокому уровню надежности результатов аудиторской проверки;
ü упрощению процесса внедрения в практику работы аудиторов новых научных достижений;
ü контролю качества работы аудиторов;
ü созданию достойного общественного имиджа профессии аудитора.
Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового.
МСА не являются нормативными документами и носят рекомендательный характер. Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Всего комитетом определено 11 объектов стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов:
· № 100-199 – «Вводные замечания»,
· № 200-299 – «Ответственность»,
· № 300-399 – «Планирование»,
· № 400-499 – «Внутренний контроль»,
· № 500-599 – «Аудиторские доказательства»,
· № 600-699 – «Использование работы других»,
· № 700-799 – «Выводы и отчеты в аудите»,
· № 800-899 – «Специализированные области»,
· № 900-999 – «Сопутствующие услуги»,
· № 1000-1099 – «Положения по международной практике аудита».
Таким образом, перечисленные объекты могут содержать до 1100 аудиторских стандартов. Но для практической деятельности такое количество стандартов, конечно, не требуется.
В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке национальных стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе Российской Федерации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Цель ПСАД – это обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. ПСАД помогают аудиторам вести переговоры с клиентами и обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса, заставляют аудиторов повышать уровень своей квалификации и т.д.
Российские стандарты аудиторской деятельности подразделяются на федеральные и внутренние. Федеральные ПСАД являются обязательными к исполнению аудиторами и аудируемыми лицами, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
За период 2002-2009 гг. в России было утверждено 34 федеральных стандарта. Однако они постоянно дополняются и переиздаются. С 2010 года из наименования «ПСАД» исключено слово «правило» и установлена новая кодировка стандартов по подобию Положений по ведению бухгалтерского учета (ПБУ) в России. За период 2010-2011 г.г. было утверждено 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они действуют наравне с ПСАД и имеют одинаковую структуру:
üобщие принципы стандарта (цель и необходимость разработки), объект стандартизации;
üсфера применения стандарта;
üвзаимосвязь с другими стандартами;
üосновные понятия и определения, используемые в стандарте;
üсущность стандарта (формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и предлагаются методы решения);
üпрактические приложения, которые включают в себя схемы, таблицы, образцы документов и т.д.
Принятие и вступление в силу с 2009 г. Федерального закона № 307-ФЗ положило начало новому этапу стандартизации аудиторской деятельности в Российской Федерации. Отличительными чертами этого этапа являются:
ü требование разработки отечественных федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) в соответствии с МСА;
ü изменение механизма разработки и принятия ФСАД, а именно: стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом регулирования аудиторской деятельности после рассмотрения Советом по аудиторской деятельности при данном органе; непосредственно разработкой стандартов занимаются СРО аудиторов.
К этому моменту ситуация со стандартизацией аудиторской деятельности в Российской Федерации оказалась следующей:
во-первых, среди действующих стандартов оказались стандарты, принятые в разное время и ориентированные на разные версии МСА;
во-вторых, в результате разработки новых ФПСАД, на основе действующей с 15 декабря 2004 г. версии МСА, подготовлен, но не введен в действие ряд стандартов, опубликованных на сайте Минфина России. При этом аналоги наиболее тесно взаимосвязанных стандартов – МСА 315 и МСА 330 – оказались на разных этапах разработки, вследствие чего аналог МСА 315 – новый ФПСАД № 8 – принят, а аналог МСА 330 – ФПСАД № 35 – подготовлен, но не принят. В результате, действующие ФПСАД, введенные в разное время с ориентацией на разные версии МСА, используют разную терминологию и не имеют четкой увязки между собой;
в-третьих, с 15 декабря 2009 г. введен полный комплект обновленных МСА, что сразу обрекает вновь разработанные, но не принятые ФПСАД на устаревание, а положение ст. 7 Закона № 307-ФЗ о соответствии ФПСАД МСА – на неисполнение, поскольку официального перевода на русский язык последней редакции МСА на текущий момент (февраль 2012 г.) не существует.[6]
Введенные с 15 декабря 2009 г. обновленные МСА разрабатывались в течение нескольких последних лет в соответствии с проектом «Ясность» («Clarity Project»). Цели проекта, в частности, состояли в том, чтобы повысить четкость положений стандартов и обеспечить единообразное понимание их требований в разных юрисдикциях. В результате кардинально изменились структура и характер изложения содержания стандартов – требования были отделены от комментариев и разъяснений, вынесенных в приложения.
В ходе работы над обновленной версией МСА некоторые стандарты подверглись лишь технической переработке – изменению структуры и редактированию текста (например, МСА 315 и МСА 330); некоторые претерпели более содержательные изменения (например, МСА 560); ряд стандартов изменился достаточно существенно (например, МСА 540, объединенный с ранее действовавшим МСА 545, МСА 700); некоторые стандарты прекращают свое действие (МСА 545, МСА 701); вводятся новые стандарты (МСА 265, МСА 450, МСА 705, МСА 706 и др.).
Сопоставление международных стандартов аудита с российскими стандартами аудиторской деятельности (по состоянию на февраль 2012 г.) представлено в Приложении 1.
К внутренним стандартам аудита относятся стандарты СРО аудиторов и стандарты аудиторских организаций (внутрифирменные стандарты).
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлено, что СРО аудиторов должны разрабатывать свои собственные стандарты, которые:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО.
Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.
Внутрифирменные стандарты решают те же задачи, что международные и федеральные, но в масштабе аудиторской организации. Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться исходя из следующих принципов:
ü целесообразность – стандарты должны приносить практическую пользу;
ü преемственность и непротиворечивость – каждый последующий внутрифирменный стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
ü логическая стройность – должны быть обеспечены четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
ü полнота и детализация – необходимо полностью охватывать значимые вопросы стандарта и детализировать их;
ü единство терминологии – все документы должны содержать одинаковую трактовку терминов.
Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов, требований федеральных стандартов. При отсутствии правовых норм или требований федеральных стандартов в какой-либо специфической области аудиторские организации могут руководствоваться рекомендациями международных стандартов.
Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов.