Виды аудита и аудиторских услуг

В теории и практике аудиторской деятельности различают множество классификаций аудита и аудиторских услуг.

Рассмотрим основные виды аудита. В зависимости от субъекта аудита выделяют:

ü внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения организации, повышению эффективности ее деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

Внешний аудитор полностью независим от проверяемого экономического субъекта и обязан в своей деятельности следовать федеральным стандартам аудита.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри организации.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных организаций, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

ü контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

ü подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

ü подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

ü анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

ü оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Внутренний аудит проводится штатными аудиторами-работниками организации. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами организации и выработка мер по их снижению.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется руководством хозяйствующего субъекта, исходя из потребностей управления Определяется договором между хозяйствующим субъектом и аудиторской организацией
Объект Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем хозяйствующего субъекта Главным образом, система учета и отчетности хозяйствующего субъекта
Цель Определяется руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов Определяется законодательными актами и стандартами аудиторской деятельности
Средства Выбираются самостоятельно (или определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности
Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятельность
Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства хозяйствующего субъекта Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения Подчиненность руководству хозяйствующего субъекта, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству хозяйствующего субъекта и находящиеся в штате Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат
Квалификация Определяется по усмотрению руководства хозяйствующего субъекта Регламентируется государством
Оплата Начисляется по штатному расписанию Оплата предоставляемых услуг по договору
Ответственность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами
Методы Могут быть одинаковыми при решении одних и тех же задач. Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность Перед руководством хозяйствующего субъекта Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

В зависимости от требований законодательства выделяют:

ü обязательный и инициативный аудит.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, а именно:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами (см. табл. 1.3).

 

 

Таблица 1.3

Действия экономического субъекта, для которых установлена

обязательная аудиторская проверка

№ п/п Законодательный акт или документ государственного органа Действие экономического субъекта Обязательный документ, составляемый аудитором
Гражданский кодекс РФ (ст. 561) Продажа предприятия Заключение о составе, стоимости, обязательствах продаваемого предприятия
Закон РФ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.07 г. №315-ФЗ Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности саморегулируемой организацией Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности
Закон РФ «О лотереях» от 11.11.03 г. №138-ФЗ Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности организатором лотерей Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности
Закон РФ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.04 г. №215-ФЗ Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности жилищным накопительным кооперативом Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности
Закон РФ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20.08.04г. №117-ФЗ Составление бухгалтерской отчетности управляющей компанией, а также финансирование целевого использования накоплений для жилищного обеспечения Аудиторское заключение
Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г. №39-ФЗ Составление бухгалтерской отчетности эмитентом ценных бумаг за три последних финансовых года Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности
Закон РФ «Об участии в долевом строительстве…» от 31.12.04г. №214-ФЗ Составление бухгалтерской отчетности застройщиком за последний отчетный год Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности

Только аудиторскими организациями проводится аудит:

ü консолидированной отчетности;

ü отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;

ü отчетности кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;

ü государственных корпораций, государственных компаний.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации:

ü аудит на соответствие требованиям;

ü аудит отчетности, составленной по специальным правилам;

ü аудит отдельной части отчетности;

ü первоначальный и согласованный аудит.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками организации, которые выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит отчетности, составленной по специальным правилам – это проверка отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления, а именно:

1) отчетности, составленной по правилам налогового учета;

2) отчетности, отражающей доходы и расходы с использованием кассового метода (для представления кредиторам);

3) отчетности, содержащей финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами (для подтверждения соблюдения таких правил);

4) отчетности, составленной по специальным правилам, обусловленным требованиями договора (например, кредитного договора, условиями облигационного займа или гранта);

5) другой аналогичной отчетности, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей.

При проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, аудитор должен следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе независимости, а также всем федеральным стандартам аудиторской деятельности, применимым при проведении аудита.

Аудит отдельной части отчетности предполагает проверку следующих отдельных частей отчетности, включая соответствующие пояснения и раскрытие наиболее важных способов ее составления:

1) отдельного отчета, входящего в состав отчетности;

2) отдельной статьи отчета, входящей в состав отчетности;

3) отдельного счета или его элемента, отраженного в отчете, входящем в состав отчетности (например, дебиторской задолженности, резерва по сомнительным долгам, запасов, стоимости нематериальных активов, активов, находящихся во внешнем управлении, и получаемого в связи с этим дохода, арендных платежей, выплат дивидендов или премий).

При проведении аудита отдельной части отчетности аудитор должен следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе независимости, а также всем федеральным стандартам аудиторской деятельности, применимым при проведении аудита, вне зависимости от того, проводит ли он одновременно аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. В случае, когда аудитор не проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, он должен установить, возможно ли провести аудит отдельной части отчетности в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Если аудитор приходит к выводу, что проведение аудита отдельной части отчетности может оказаться практически неосуществимым (объем аудита несоизмерим с аудируемой частью отчетности), он может обсудить с руководством аудируемого лица возможность изменения вида аудиторского задания.

Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно, основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских организаций свидетельствует о преимуществе согласованного (повторного) аудита. Такое сотрудничество удобно аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированную, всестороннюю, основанную на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Смена аудиторской организации вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Если систематизировать и укрупнить все виды услуг, которые могут оказывать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, то, помимо аудита, они включают:

1) сопутствующие аудиту услуги;

2) прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (см. рис. 1.3).

Рис. 1.3. Виды аудиторских услуг

 

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. В настоящее время действуют стандарты в отношении следующих сопутствующих аудиту услуг:

1) выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (ФПСАД №30);

2) компиляция финансовой информации (ФПСАД №31);

3) обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (ФПСАД №33).


Согласованные процедуры – это сфокусированные проверки и иные действия, осуществляемые консультантами по заказу клиента. Работы могут иметь отношение как к деятельности компании заказчика, так и к деятельности третьей стороны (например, при осуществлении инвестиционной сделки).

 

Цель выполнения согласованных процедур заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.), а также в предоставлении отчета об отмеченных фактах.

Поскольку аудитор лишь предоставляет отчет, он не выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой информации. Пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам и фактам, указанным в отчете, а также делают собственные выводы, основанные на отчете.

Согласованные процедуры, как правило, носят финансово-аналитический характер, например:

ü анализ трансфертных цен на реализуемую продукцию путем сбора и систематизации информации из первичных документов;

ü подтверждение выручки сети общественного питания в ходе посещения точек;

ü подтверждение размера клиентской базы путем проведения телефонных опросов и анкетирования клиентов;

ü сбор и обработка аналитико-статистической информации о стоимости услуг конкурентов;

ü сбор и систематизация информации из первичных документов о датах выкупа акций компании у физических лиц;

ü проверка наличия и оформления конкретных видов первичных документов в соответствии с требованиями законодательства и внутренней политикой компании; и т.д.

 

Компиляция финансовой информации – это сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация, под которой, в свою очередь, подразумевается преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в иные формы отчетности.

 

Компиляция финансовой информации может применяться, например, в следующих ситуациях:

ü когда клиенту необходимо подготовить консолидированную (сводную) бухгалтерскую отчетность группы компаний;

ü когда клиенту необходимо подготовить финансовую (бухгалтерскую) отчетность по МСФО при наличии готовой отчетности по российским стандартам.

Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения о достоверности финансовой информации. Однако пользователи компилированной финансовой информации получают некоторые преимущества от привлечения аудитора, поскольку услуги предоставляются с профессиональной компетентностью и добросовестностью.


Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности – это совокупность обзорных процедур, назначенных с учетом требований законодательства Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности.

 

Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению.

Обзорная проверка известна как «экспресс-аудит». Данная процедура позволяет выявить основные проблемы для проведения впоследствии более глубоких проверок. Также «экспресс-аудит» используется в роли быстрого анализа, позволяющего получить основную информацию о проверяемом субъекте. Обзорная проверка – это экономически выгодный вариант проверки, благодаря которому можно снизить возможность рисков, к которым ведут ошибки в отчетности.

Стандартная обзорная проверка подразумевает запросы и аналитические процедуры, которые направлены на общую проверку составления бухгалтерской отчетности. Следует учесть, что оценка систем бухгалтерского учета, а также тестирование бухгалтерских записей и сбор подтверждающих доказательств не предусмотрены. Кроме того, обзорная проверка не так детальна, как аудит, а заключение по обзорной проверке не заменяет аудиторского заключения.

Среди особенностей проведения данной процедуры следует отметить сжатые сроки, низкие цены на услуги, а также негативный характер заключения (то есть доказательство отсутствия выявленных нарушений).

Как правило, необходимость в обзорной проверке часто возникает, если требуется оценить компанию перед проведением различного рода сделок. Это позволит инвестору узнать о бизнес-процессах компании.

Аудиторские организации и аудиторы, наряду с аудитом и сопутствующими аудиту услугами, могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (см. рис. 1.3), в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации и аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания перечисленных выше услуг.

В настоящее время наблюдаются процессы расширения сфер аудита, которые выходят за рамки традиционного аудита, ограничивающего подтверждением достоверности финансовой отчетности организаций, и применение аудиторской концепции находит выражение, в частности, в маркетинге.

В российской практике широко распространен финансовый аудит, маркетинговый же присутствует нечасто и развивается больше на базе управленческого консультирования. Однако большинство организаций уже столкнулось с необходимостью управлять своей деятельностью, ориентируясь не только на показатели финансовой отчетности, но и на потребности клиентов и ситуацию, сложившуюся на рынке. В связи с этим, актуальной является проблема идентификации маркетингового аудита и разработки методики его проведения.

Маркетинговый аудит – это всеобъемлющая, систематическая и регулярная проверка функционирования комплекса маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности организации на основе выявления и оценки наиболее существенных внешних и внутренних аспектов этой деятельности с целью подготовки рекомендаций по повышению ее эффективности.[4]

Содержание маркетингового аудита предполагает не просто анализ рыночной информации. Маркетинговый аудит – это аналитический инструмент идентификации, оценки, измерения, мотивации и выполнения действий для достижения лучших результатов. Он проводится, чтобы убедится, что все источники полностью задействованы с целью максимального использования своего потенциала. В связи с этим, маркетинговый аудит должен осуществляться в соответствии с такими принципами, как комплексность, системность, регулярность, объективность, достоверность.

Что касается принципа независимости, то применительно к маркетинговому аудиту он носит условный характер. Понятия «независимость» и «объективность», являясь достаточно близкими по смыслу характеристиками аудита, различаются в том, что первое определяется в организационном контексте, а второе – как профессиональное качество аудитора. Очевидно, что степень структурной независимости отдела внутреннего аудита оказывает существенное влияние на объективность внутренних аудиторов, однако, важно и то, как внутренние аудиторы видят свою роль в организации и готовы ли они профессионально и компетентно выполнять свою работу.

Наиболее оптимальным вариантом организации маркетингового аудита является косорсинг, т.е. формирование службы внутреннего аудита, подчиняющейся непосредственно директору, но в некоторых случаях привлечение экспертов специализированной компании или внешних консультантов для «свежего взгляда» на проблемы маркетинговой деятельности.

Маркетинговый аудит начинается с выработки соглашения между руководителем аудируемого лица и аудитором о целях исследования, охвате, глубине, источниках данных, форме отчетности и времени проведения. Составляется детальный план: кого опросить, какие вопросы задать, когда и где встретиться и т.д. От того, насколько полным и правильным будет перечень вопросов, во многом зависит эффективность процедуры аудита.

Объектами маркетингового аудита являются внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность маркетинговой деятельности организации. К внешним факторам относятся:

1) факторы макросреды, характеризующие экономические, политические, демографические, правовые, научно-технические и другие параметры, влияющие в целом на ситуацию в отрасли (регионе, стране);

2) факторы микросреды, характеризующие ближайшее окружение организации: рынки, конкуренты, поставщики, покупатели, каналы сбыта.

Внутренние факторы характеризуют бизнес-процессы, происходящие внутри организации, ее организационную структуру и непосредственно комплекс маркетинга. В ходе аудита внутренней среды большое внимание уделяется организации, методам и средствам маркетинга; тщательно анализируется эффективность применяемых систем маркетинга (информационная система, система планирования и контроля); критическому анализу подвергаются установленные цели и стратегии маркетинга организации. Не менее важной является проблема адекватной организационной структуры и качества менеджмента организации, с точки зрения их соответствия сложившейся ситуации на рынках.

Можно выделить шесть основных блоков вопросов аудиторской проверки маркетинговой деятельности.

В первом блоке проводится оценка внешней хозяйственной среды организации в двух аспектах: анализ параметров макроэкономической среды (экономических, политических, демографических, экологических, технологических и др.) и анализ внешнего окружения самой организации (параметры микроэкономики). Вопросы, входящие в данный раздел, связаны с определением возможных рисков при осуществлении бизнеса и проверкой готовности организации преодолеть их, а также с лучшей адаптацией организации к сложившимся или складывающимся условиям ведения бизнеса в том или ином регионе. Кроме того, анализ факторов макроэкономического плана позволяет выявить новые возможности для развития, перепрофилирования или диверсификации деятельности.

Для более точного диагноза необходимо оценить более конкретные параметры микроэкономической среды организации, определить тот круг задач, которые перед ней стоят. Здесь предстоит получить ответы на вопросы по группам микроэкономических параметров: потребители; конкуренты; каналы сбыта; поставщики.

Второй блок аудита призван показать состоятельность и достижимость главной цели организации (миссии) и основных целей в области маркетинга, а также уточнить, верным ли курсом следует организация, насколько действенен ее комплекс маркетинга. В данном случае объектом аудита становится комплекс маркетинговых средств воздействия на целевые рынки организации: товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политики.

В ходе аудита товарной политики анализируются такие важные характеристики, как дизайн, упаковка, товарная марка, продукты-инновации, соответствие уровня качества создаваемых продуктов требованиям рынка и т.д.

При аудите ценовой политики необходимо оценить, насколько она соответствует рыночным условиям, в частности, насколько обоснована стратегия снижения цены, насколько эффективна система скидок, не является ли снижение цены признаком налоговой оптимизации или вывода прибыли. Также анализируются методы ценообразования на предмет соответствия поставленной цели конкретным задачам организации и существующей на данный момент конъюнктуре рынка. Маркетинговая ценовая политика предусматривает достаточно широкий спектр методов ценообразования: от метода «издержки плюс прибыль» до методов, ориентированных на спрос или конкуренцию. При анализе ценовой политики, с точки зрения оценки вероятности непрерывного продолжения деятельности, необходимо учитывать, что ошибки в ценовой политике могут привести к падению объема реализации (если цена завышена) или недополучению прибыли (если цена занижена), что снижает эту вероятность.

Аудит сбытовой политики предполагает исследование соответствия процесса товародвижения маркетинговой программе, формирования отношений с каналами сбыта, учета издержек и прибыли, традиционности каналов сбыта. Корректный выбор торговых посредников обеспечивает завершение процесса ценообразования через систему торговых наценок. На выбор каналов влияет большое количество факторов: характеристики потребителей, собственно товара, конкурентов, посредников и т.д. При выборе каналов товародвижения может использоваться множество альтернативных вариантов (вертикальная и горизонтальная интеграция, эксклюзивная или избирательная интенсивность использования, прямой или косвенный каналы). Также необходимо проконтролировать состояние и устойчивость взаимоотношений с оптовыми и розничными посредниками, от чего зависит стабильность сбыта и величина прибыли. Анализ каналов распределения предполагает изучение таких показателей, как: пропускная способность канала распределения, затраты на эксплуатацию канала, эффективность канала, контролируемость канала со стороны производителя, адаптируемость канала к изменениям маркетинговой стратегии. Неэффективная система распределения товара приводит к снижению объема реализации продукции и снижению маржинальной прибыли производителя, что уменьшает вероятность непрерывного продолжения деятельности организаций.[5]

Аудит коммуникационной политики охватывает анализ самых затратных статей маркетинговой деятельности: рекламу, персональные продажи, связи с общественностью (PR), краткосрочные меры стимулирования сбыта (конкурсы, лотереи, купоны на покупку товаров, выставки, бесплатное распространение образцов и др.). При анализе комплекса стимулирования необходимо рассчитать структуру затрат в разрезе составляющих, а также оценить соответствие комплекса стимулирования стратегии конкурентов, специфике товара и фазе его жизненного цикла.

Анализ рассмотренных выше объектов аудита маркетинговой деятельности позволяет перейти вплотную к оценке существующей и разработке новой маркетинговой стратегии организации. При этом могут быть использованы такие инструменты, как матрицы БКГ, И. Ансоффа, М. Портера, методы портфельного анализа деятельности организации и др.

Третий блок аудита позволяет сделать заключение о том, правильно ли распределены функции маркетинга, необходимые для их эффективного выполнения, полномочия и ответственность в компании, насколько эффективным является взаимодействие между структурными подразделениями, занимающимися различными аспектами маркетинговой работы. Эффективность маркетинговой деятельности во многом зависит от ее организации. Поэтому на данном этапе необходимо раскрыть следующую информацию:

1) о формальной структуре управления маркетингом (обладает ли руководитель службы маркетинга достаточным авторитетом, чтобы влиять на действия компании, связанные с удовлетворением покупателей; оптимальна ли структура маркетинговой деятельности с точки зрения функций, товаров, рынков и территорий; оптимально ли распределены виды маркетинговой работы по линейным и функциональным подразделениям и службам компании);

2) о функциональной эффективности структуры управления маркетингом (достаточно ли компетентны и заинтересованы в работе сотрудники службы маркетинга, как контролируется и оценивается их работа; налажено ли эффективное взаимодействие между службой исследования рынка и отделом сбыта компании; требуются ли различным службам, занимающимся маркетингом, дополнительное стимулирование, обучение, административное воздействие или более жесткий контроль);

3) о согласованности во взаимоотношениях служб (налажено ли взаимодействие сотрудников службы маркетинга с производственным и научно-исследовательским отделами, отделами снабжения, кадров и другими подразделениями).

В рамках аудита основных систем маркетинга (четвертый блок) предстоит оценить эффективность информационных систем маркетинга в компании, систем планирования и контроля за исполнением плана маркетинга, т.е. ответить на следующие вопросы: обеспечивает ли маркетинговая информационная система точную и своевременную информацию о развитии рынка; эффективно ли используют маркетинговые исследования специалисты, принимающие решения в организации; насколько оперативно поступает информация о состоянии рынка; применяются ли в организации самые современные технологии исследования рынка и рыночного прогнозирования; разрабатываются ли краткосрочные и стратегические планы, эффективно ли они реализуются; насколько точны прогнозы сбыта; составляется ли интегрированный план маркетинга и многие другие.

В пятом блоке, при аудите эффективности маркетинга, главная задача заключается в анализе того, насколько оправданными являются затраты на различные маркетинговые мероприятия. Анализ проводится по принципу «затраты-выгода», т.е. сопоставления полученной прибыли и понесенных при этом затрат.

Шестой блок аудита позволяет оценить прежде всего эффективность работы службы исследования рынка. Вопросы здесь могут быть сформулированы в разрезе элементов комплекса маркетинга: товар, цена, каналы сбыта, продвижение.

Ответы на эти вопросы позволяют руководству организации сконцентрировать внимание на наиболее острых и важных проблемах. Маркетинговый аудит приобретает особое значение при составлении отчетов об исполнении интегрированного плана маркетинга, выработке рекомендаций по корректировке такого плана для успешного достижения поставленных в нем целей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем состоит экономическая обусловленность аудита?
  2. Какова цель аудита?
  3. Каковы основные этапы развития аудиторской деятельности?
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные фундаментальные принципы, установленные Кодексом профессиональной этики аудиторов.
  5. Укажите, в каких случаях аудитор не может осуществлять аудит.
  6. Каковы основные виды аудита?
  7. Перечислите критерии проведения обязательного аудита?
  8. Перечислите и охарактеризуйте сопутствующие аудиту услуги.
  9. Перечислите прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.
  10. Что такое «разумная уверенность» в аудите?
  11. Может ли аудитор быть абсолютно уверен в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта? Почему?
  12. Кто является основными пользователями материалов аудиторских заключений?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

№1. Предприятие в течение нескольких лет обращается к услугам одной и той же аудиторской организации для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В проверках из года в год участвует одна и та же группа аудиторов, каждый из которых проводит аудит одного «своего» участка учета (НДС, НДФЛ, ТМЦ, заработная плата и т.д.).

Выявить недостатки и преимущества сложившейся ситуации.

 

№2. В ноябре 2010 года производственное предприятие «Салют» в связи со сбоями в программе, используемой для ведения бухгалтерского учета, обратилось в аудиторскую организацию с просьбой о предоставлении услуг по восстановлению синтетического и аналитического учета за 2010 год. После заключения договора и оплаты услуг аудиторской организации в декабре 2010 года учет на предприятии был восстановлен. В январе 2011 года производственное предприятие «Салют» обратилось в эту же аудиторскую организацию с предложением заключить договор на проведение аудита за 2010 год.

Установить, может ли принять аудиторская организация данное предложение.

 

№3. В январе 2010 года руководство производственного предприятия «Салют» обратилось в банк с просьбой о предоставлении кредита для расширения производственной деятельности. Для оценки кредитоспособности предприятия банк запросил бухгалтерскую отчетность за 2009 год и аудиторское заключение о ее достоверности.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», «Салют» не подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Однако в декабре 2009 года на предприятии была проведена комплексная проверка налоговой инспекцией, и поэтому в качестве подтверждения достоверности отчетности «Салют» предлагает акт о проведении налоговой проверки.

Определить, примет ли банк решение о предоставлении коммерческого кредита производственному предприятию «Салют».

 

№4. Для получения кредита в банке организация-клиент обращается к своей аудиторской организации с просьбой выступить в качестве поручителя.

Определить, как следует поступить в данной ситуации аудиторской организации.

 

№5. Крупная коммерческая компания пригласила аудиторскую организацию для проведения проверки за 2009 год. Начальником отдела по связям с общественностью в данной компании работает жена одного из аудиторов.

Определить, примет ли, аудиторская организация это предложение.

 

№6. Торговая организация «ТК «Веста» имеет сеть розничных магазинов. С целью упрощения работы бухгалтерии торговая организация заключила договор с компьютерной фирмой НПО «Автоматика» на создание единой централизованной системы автоматизации бухгалтерского учета головного офиса и сети розничных магазинов. В связи с отсутствием в НПО «Автоматика» специалистов по бухгалтерскому учету руководство «ТК «Веста» обратилось в аудиторскую организацию с просьбой совместно с компьютерной организацией разработать регистры учета, базы данных и справочники бухгалтерской информации для завершения процесса автоматизации.

Требуется: 1) определить, какие виды дополнительных услуг может оказать аудиторская организация торговой организации «ТК «Веста» в сложившейся ситуации; 2) определить, может ли аудиторская организация в дальнейшем проводить аудит «ТК «Веста».

 

№7. В ООО «Салют» проводится аудиторская проверка, причем один из аудиторов является близким другом директора проверяемой организации.

Определить возможные проблемы в области профессиональной этики.

 

№8. При проведении аудита годовой отчетности организации-клиента аудитор узнал о том, что его клиент собирается купить конкурирующее предприятие. Если данный факт станет известным, поднимется курс акций аудируемого предприятия. Аудитор при помощи посредника приобрел акции этого предприятия и таким образом получил высокий доход.

Определить, нарушает ли аудитор в данной ситуации свои профессиональные обязанности.

 

№9. Аудитор заключил договор с предприятием на проведение аудиторских проверок в течение 5 лет. Не получив оплату за проведенную проверку, аудитор поставил условие, что если выполненная им работа не будет оплачена, он не приступит к проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий год. Руководитель предприятия ответил, что в случае несвоевременного получения аудиторского заключения или получения отрицательного аудиторского заключения предприятие не сможет получить целевое финансирование от международного банка и если аудитор проведет проверку за этот год, то он получит всю оплату за оказанные услуги.

Определить, какая проблема возникает перед аудитором, если он проведет проверку в данных условиях.

 

№10. Аудиторская организация, проводящая проверку ОАО «Альянс», собирается приобрести транспортное средство. Руководство ОАО «Альянс» предлагает аудиторской организации автомобиль, собственником которого оно является, с арендной платой ниже, чем в среднем по региону.

Определить, могут ли возникнуть в данной ситуации проблемы, связанные с независимостью.

 

№11. Руководство ООО «Полет» заключило договор с аудиторской организацией на оказание услуг по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности и правильности организации бухгалтерского учета в целом с целью найти причину для увольнения главного бухгалтера. Размер платы за услуги руководитель предлагает определить в зависимости от степени достижения поставленной цели.

Определить, как должна поступить аудиторская организация.

 

№12. Руководитель предприятия-клиента оплачивает совместную поездку по странам Востока с аудитором, проводящим оценку достоверности годовой отчетности данного предприятия. Во время поездки он ищет потенциальных партнеров для осуществления строительства торгового центра. Аудитор также оказывает консультационные услуги по финансовым вопросам.

Определить является ли правомерной деятельность аудитора как проверяющего годовую отчетность, а также как консультанта.

 

№13. Сотрудник аудиторской организации А.И. Петров проводит масштабную рекламную акцию в СМИ оказываемых им аудиторских услуг, публично заявляя о своих квалификационных достоинствах по сравнению с другими конкретными аудиторами.

Определить, этично ли поступает А.И. Петров в рамках своей профессиональной деятельности.

 

№14. Аудиторская организация «Профиль-Аудит» создана несколько лет назад. За этот период работы на рынке аудиторских услуг организация значительно расширилась и имеет сеть филиалов в различных регионах России. Помимо оказания аудиторских услуг, организация дополнительно оказывает консультационные услуги по вопросам налогообложения, причем доля данных услуг является наибольшей в общем объеме оказываемых услуг.

Определить, правомерна ли деятельность аудиторской организации.

 

№15. Аудиторская организация проводит аудиторскую проверку на хладокомбинате. Ежедневно аудиторов угощают мороженым.

Определить, нарушаются ли этические нормы. Как должны поступать аудиторы?

 

№16. В ходе аудита ОАО «Мир» аудиторами были выявлены нарушения в уплате налогов, о чем доложили руководителю организацию. Руководитель организации преподнес каждому аудитору дорогостоящие подарки и попросил дать положительное аудиторское заключение.

Определить, как должны поступить аудиторы в данной ситуации.

 

ТЕСТЫ: