ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА
Информационной базой аудита могут быть:
· Первичные документы субъекта хозяйствования и третьих лиц;
· Регистры бухгалтерского учета;
· Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;
· Результаты анализа на основе сопоставления одних документов или данных компании с другими, а также сопоставление документов или данных компании с документами и данными третьих лиц;
· Результаты инвентаризации имущества компании;
· Финансовая отчетность;
· Материалы арбитражных или судебных дел;
· Устные пояснения сотрудников компании и третьих лиц.
Согласно п.13 МСА 230 «аудитор должен принять соответствующие процедуры для соблюдения конфиденциальности и обеспечения сохранности рабочих документов и их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного для удовлетворения потребностей практики, а также в соответствии с правовыми и профессиональными требованиями, предъявляемыми к хранению записей».
Данный стандарт дает минимальный перечень сведений, который необходим для отражения в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны содержать:
- Информацию, касающуюся юридической и организационной структуры субъекта;
- Извлечения из важных юридических документов, договоров и протоколов или копии таких документов;
- Информацию от отрасли, экономической конъюнктуре и правовой базе, в условиях которых субъект осуществляет свою деятельность;
- Положения о бухгалтерской службе, системе внутреннего контроля на предприятии;
- Доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска контроля и любых изменений этих оценок;
- Доказательства, подтверждающие факт рассмотрения аудитором работы службы внутреннего аудита и сделанных выводов;
- Анализ операций и сальдо счетов;
- Анализ значимости коэффициентов и тенденций;
- Описание характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур и результатов таких процедур;
- Копии корреспонденции с другими аудиторами, экспертами и третьими сторонами;
- Письма- представления, полученные от субъекта;
- Копии финансовой отчетности и аудиторского отчета.
При возможности аудитор может использовать комплекты документов, подготовленные клиентом.
Для удобства в последующей работе (при повторных проверках) архивные документы целесообразно разделять на два типа:
· Документы постоянного архива;
· Документы текущего архива.
В постоянный архив могут включаться следующие материалы (по разделам):
- Данные об организации;
- Протоколы и материалы общих собраний и заседаний Совета директоров, правления;
- Юридические документы постоянного характера;
- Заключения по предшествующему аудиту;
- Материалы по организации учета и внутреннего контроля;
- Отчеты по ценным бумагам;
- Анализы.
Постоянные архивы должны все время обновляться и не иметь бесполезных и устаревших материалов.
Текущая аудиторская папка заводится для отражения данных запланированной работы, а также проделанной работе, включая: осуществляемые процедуры, проведенные тесты, собранную информацию, полученные выводы.
В текущих архивах хранятся все рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита.
В текущий архив включаются по разделам:
- План проведения аудита;
- Проверяемая финансовая (налоговая и иная) отчетность;
- Все рабочие документы, подшиваемые по счетам, в соответствии с планом счетов.
Все документы должны быть надежно закреплены в папках текущего и постоянного архива, на папках казано название аудиторской организации.