Этапы становления аудита в России

Понятие и цель аудита

Исторической родиной аудита в современном его понимании считается Анг­лия, где в 1844 году была принята серия законов о компаниях, которые обязаны были не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Во Франции закон «Об обязательном аудите» был принят в 1867 году, в США - в 1937 году, первые аудиторские фирмы России появились в 1987 - 88 годах.

Аудит (от латинского «он слышит», «слушатель») - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (ау­дируемых лиц) [18].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бух­галтерского учета законодательству Российской Федерации.

По отношению к пользователям информации аудит можно классифицировать на внутренний и внешний. Выше дано определение внешнего аудита и далее в по­собии мы будем говорить в основном о нем.

И внешний и внутренний аудит должен быть независимым, т.е. при выполне­нии своей работы аудиторы не могут быть поставлены в зависимость от выполне­ния каких бы то ни было требований аудируемых и третьих лиц о содержании вы­водов и рекомендаций, сделанных в результате проверки (более подробно этот вопрос будет раскрыт в вопросе 3.4).

Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, которая позволяет этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и прини­мать обоснованные решения. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия


этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным актам, регули­рующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской от­четности в Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели аудитору необходимо предусмотреть вы­полнение следующих задач [30, 32]:

а) составление плана и программы проведения аудита;

б) оценка аудиторского риска и определение уровня существенности;

в) формулирование принципов документирования аудита, определение поряд­
ка составления и хранения рабочей документации;

г) выявление видов, источников и способов получения аудиторских доказа­
тельств;

д) выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого
лица.

С переходом к рыночным отношениям в экономике России возникли новые проблемы и потребности, которые обусловили появление новых экономических институтов, одним из которых стал институт аудиторства. За последние десятиле­тия становление аудита в России прошло несколько этапов, сформировавших ме­ханизм действия аудита.

На первом этапе (1987 - 1993 гг.) появляются первые аудиторских организа­ций и открываются представительства транснациональных аудиторских компа­ний, в тоже время на тот момент была слабая подготовка кадров, неупорядочен­ная выдача первых сертификатов и лицензий.

На втором этапе (1993 - 2001 гг.) были приняты Временные правила аудитор­ской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 06.05.1996 №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской дея­тельности», которые сыграли значительную роль в становлении аудиторства в России, а также был приняты ряд других документов по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, проведению обязательных аудитор­ских проверок, оказанию сопутствующих аудиту услуг, разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ правила (стандарты) аудиторской деятельности. Были созданы аудиторские общественные объедине­ния и аудиторские организации. Этот этап принято считать периодом становления российского аудита.

Третий этап начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [17], что подтвердило окончательное станов­ление аудита в России и позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России. Дальнейшие поправки зако­нодательства, принятие Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятель­ности и Закона №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [18] оказывают пози­тивное влияние на развитие и совершенствование аудиторской деятельности, спо-


собствуют появлению возможностей интеграции российского аудита в междуна­родную аудиторскую систему [1, 32].