Этапы становления аудита в России
Понятие и цель аудита
Исторической родиной аудита в современном его понимании считается Англия, где в 1844 году была принята серия законов о компаниях, которые обязаны были не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Во Франции закон «Об обязательном аудите» был принят в 1867 году, в США - в 1937 году, первые аудиторские фирмы России появились в 1987 - 88 годах.
Аудит (от латинского «он слышит», «слушатель») - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) [18].
Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
По отношению к пользователям информации аудит можно классифицировать на внутренний и внешний. Выше дано определение внешнего аудита и далее в пособии мы будем говорить в основном о нем.
И внешний и внутренний аудит должен быть независимым, т.е. при выполнении своей работы аудиторы не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых и третьих лиц о содержании выводов и рекомендаций, сделанных в результате проверки (более подробно этот вопрос будет раскрыт в вопросе 3.4).
Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия
этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным актам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели аудитору необходимо предусмотреть выполнение следующих задач [30, 32]:
а) составление плана и программы проведения аудита;
б) оценка аудиторского риска и определение уровня существенности;
в) формулирование принципов документирования аудита, определение поряд
ка составления и хранения рабочей документации;
г) выявление видов, источников и способов получения аудиторских доказа
тельств;
д) выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого
лица.
С переходом к рыночным отношениям в экономике России возникли новые проблемы и потребности, которые обусловили появление новых экономических институтов, одним из которых стал институт аудиторства. За последние десятилетия становление аудита в России прошло несколько этапов, сформировавших механизм действия аудита.
На первом этапе (1987 - 1993 гг.) появляются первые аудиторских организаций и открываются представительства транснациональных аудиторских компаний, в тоже время на тот момент была слабая подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий.
На втором этапе (1993 - 2001 гг.) были приняты Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 06.05.1996 №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», которые сыграли значительную роль в становлении аудиторства в России, а также был приняты ряд других документов по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, проведению обязательных аудиторских проверок, оказанию сопутствующих аудиту услуг, разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ правила (стандарты) аудиторской деятельности. Были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские организации. Этот этап принято считать периодом становления российского аудита.
Третий этап начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [17], что подтвердило окончательное становление аудита в России и позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России. Дальнейшие поправки законодательства, принятие Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и Закона №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [18] оказывают позитивное влияние на развитие и совершенствование аудиторской деятельности, спо-
собствуют появлению возможностей интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему [1, 32].