Виды аудиторских проверок.

Консультационные услуги.

Эти услуги аудиторы оказывают прежде всего в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности, но, помимо этого, они могут оказывать такие же услуги по организации введения внутреннего контроля в организации, по анализу финансово-хозяйственной деятельности организации, по прогнозированию ее дальнейшего развития на предстоящий финансовый год, по повышению качества управления организацией и т.д.

Эта услуга может быть оказана как в устной, так и в письменной форме.

Эта услуга может оказываться как индивидуально, т.е. отдельным лицам в организации, а также может проводиться в виде группового консультирования, т.е. целой группы работников.

Если эта услуга оказывается в устной форме, то она проводится в виде лекций и семинаров при групповом консультировании или в виде беседы при индивидуальном консультировании.

Письменные консультации оказываются аудиторами путем предоставления организациям в виде печатных материалов (в виде книг, брошюр) и материалов в электронном виде по интересующим организации вопросам.

Аудиторские услуги можно разделить на:

-Услуги действия (услуги по составлению аудиторами документов);

-Услуги контроля;

-Информационные услуги.

 

К услугам действия относятся следующие аудиторские услуги:

-Постановка бухгалтерского учета в организации;

-Ведение бухгалтерского учета в организации;

-Составление бухгалтерской финансовой отчетности для организации;

-Восстановление бухгалтерского учета в организации.

 

К услугам контроля:

-Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности;

-Проверки.

 

К услугам информационным:

-Консультационные услуги.

 

Обязательные и инициативные аудиторские проверки.

Обязательные аудиторские проверки проводятся на основании требований действующего законодательства РФ, прежде всего, статьи 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Это проверки деятельности организации за год и проверки всех видов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Если организация уклоняется от проведения обязательного аудита, то она отвечает за это по закону, т.е. платит штраф в пользу государства и после этого в ней в принудительном порядке проводится обязательный аудит.

 

Для проведения обязательного аудита она должна заключить соответствующий договор с аудиторской организацией и полностью уплатить указанную там сумму аудиторских услуг. На основании данного договора организация должна незамедлительно и в полном объеме предоставлять аудиторам всю необходимую для проверки документацию.

 

В связи с тем, что отдельные организации могут намеренно затягивать предоставление аудиторам необходимую для проверки документацию и тем самым срывать сроки проверки и затруднять аудиторам поиск необходимых аудиторских доказательств, аудиторы включают в договор оказания аудиторских услуг пункт о штрафных санкциях в подобных случаях в отношении проверяемых организаций.

 

Инициативный аудит проводится по инициативе органов управления организацией, к которой относится общее собрание участников организации, совет директоров и правление(дирекция).

 

Инициативные аудиторские проверки проводятся исключительно по вопросам финансово-хозяйственной деятельности организации, интересующие его органы управления. Аудиторы могут проверять любую деятельность организации, необязательно всю, могут проверять какую-то конкретную деятельностью и за любой период времени этой деятельности.

Инициативный аудит особенно важен для самой организации, а не для контролирующих ее органов, т.к. по результатам его оказания, организация получает реальную помощь от аудиторов по совершенствованию ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности организации, а также по расчетам финансово-экономических показателей ее деятельности.

В целях проведения аудита также заключается договор с аудиторской организацией, в котором указывается тема инициативной аудиторской проверки организации и практических выход по ее результатам, т.е. какие именно материалы должна получить организация от аудиторов.

 

В целом обязательные и инициативные аудиторские проверки – это проверки, которые делятся по способу их проведения (обязательный способ и инициативный способ).

 

По объемам проведения аудиторские проверки делятся на полные (сплошные) и выборочные.

 

Полные (сплошные) аудиторские проверки совершаются аудиторами в тех случаях, если организация подозревается в тех или иных противоправных, противозаконных действиях и с помощью искажений приведений бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской финансовой отчетности – организация пытается эти противоправные действия скрыть. Такие проверки, как правило, очень длительные и очень трудоемкие, поэтому такие проверки не типичны для аудиторской практики, т.е. проводятся в редких случаях и на основании решения государственных органов.

 

Типичными проверками являются выборочные проверки. Когда в организации проверяются не все документы, а только часть документов. Какие документы проверять, а какие не проверять – решают сами аудиторы, они это определяют, исходя из степени важности того или иного документа на результат проверки, а также исходя из рассчитанного для организации уровня существенности. Остальные документы, не вошедшие в проверяемые, также подлежат выборочному просмотру на основе случайных выборок с использованием законов эконометрики.

 

Выборочный характер проверок создает риск выражения неверного аудиторского мнения о достоверности учетных и отчетных документов проверяемой организации.

По периодичности проведенияаудиторские проверки делятся на первоначальные и согласованные.

Первоначальные аудиторские проверки – проводятся конкретной аудиторской организацией в отношении конкретной проверяемой организации впервые.

Согласованные аудиторские проверки - проводятся конкретной аудиторской организацией в отношении конкретной проверяемой организации повторно или многократно.

 

Первоначальный аудит отличается трудоемкостью проводимых проверок, т.к. аудиторы еще не изучили всех особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Согласованные аудиторские проверки обладают меньшей трудоемкостью их проведения, т.к. аудиторы уже изучили особенности финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, однако при таких проверках есть опасность выражения неверного аудиторского мнения по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности организации в связи с тем, что, надеясь на свои прежние знания об организации, аудиторы могут упустить новшества в этой деятельности, что может привести к неверному аудиторскому мнению.

 

По целевой направленности проверки делятся на подтверждающие, системно-ориентированные и базирующиеся на риске.

 

Подтверждающие аудиторские проверки – это проверки, направленные на выражение аудиторского мнения или подтверждения достоверности информации, содержащийся в отчетных и учетных документах, проверяемой организации. (в основном обязательные)

 

Системно-ориентированные аудиторские проверки – в основном инициативные проверки, направленные на определение качества функционирования той или иной системы в организации.

Например: система управления организацией, система внутреннего контроля в организации, система ее бухгалтерского учета и ее информационные, т.е. компьютерные, системы.

Если аудитор установит, что та или иная система дает сбой в своей работе, то тогда они дают конкретные рекомендации, как этот сбой ликвидировать и наладить работу системы.

 

Проверки, базирующиеся на риске – в основном инициативные аудиторские проверки. Они направлены на меры по предотвращению чрезмерных рисковых ситуаций для организаций и тем самым избавлением ее от финансовых потерь в первую очередь, и нефинансовых потерь (в следствии ухудшения репутации). Проверки направлены на минимизацию рисков в деятельности организации.

 

 

Правовые основы аудиторской деятельности:

1) Регулирование аудиторской деятельности в России.

2) Проведение аттестации аудиторов.

 

В РФ государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Министерством Финансов РФ (с 2002 года).

 

С 1991 до 2002 года – эти функции осуществляла комиссия по аудиторской деятельности при президенте РФ, которая была упразднена весной 2002 года.

 

Рабочими органами по регулированию аудиторской деятельностью является его департамент по организации аудиторской деятельности.

В связи с этим департамент осуществляет следующие функции:

1)Выработка государственной политики в области аудиторской деятельности;

2)Организация системы аттестации и повышения квалификации аудиторов.

Департамент утверждает перечень учебно-методических центров в стране по обучению и переподготовке аудиторов. Этот список включает список ведущих ВУЗов страны.

3)Создание нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Положение федерального закона об аудиторской деятельности, разработка новых федеральных стандартов аудита, изменение и дополнение прежних стандартов, все это в дальнейшем представляется на утверждение правительству РФ и президенту.

4)Надзор за деятельностью аудиторских организаций и, в первую очередь, саморегулирующих организаций аудиторов.

Регулированием занимается совет по аудиторской деятельности, созданный при Минфине РФ.

 

 

В совет входит:

- Министерство финансов, т.е. департамента аудиторской деятельности;

- Представители от саморегулируемых организаций аудиторов;

- Представители от Банка России;

- Представители от пользователей аудиторских услуг;

- Опытные аудиторы (порядка 10 человек).

Совет по аудиторской деятельности выполняет следующие функции:

· Рассматривает вопросы государственной политики в области аудиторской деятельности;

· Рассматривают проекты нормативных актов, регулирующих юридическую деятельность (рассматривают проекты положения ФЗ «Об аудиторской деятельности», проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и также других нормативных актов в этой сфере). А затем рекомендуют их для утверждения в департаменте организации аудиторской деятельности;

· Оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению контроля качества работы аудиторских организаций. Выработка рекомендаций по осуществлению их деятельности;

· Подготовка информационных, методических и учебных материалов по организации и ведению аудиторской деятельности, созданных на основе изучения и обобщения аудиторского опыта;

· Рассмотрение обращения и ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов и внесение на их основе предложений для рассмотрения департамента организации аудиторской деятельности.

 

На нижнем уровне регулировании аудиторской деятельности стоят саморегулируемые организации аудиторов, которые создаются путем членства в них аудиторских организаций и аудиторов, как правило, по принципу «отраслевой направленности» аудиторских проверок (по типу деятельности клиентуры).

Саморегулируемые организации аудиторов заменили лицензирование аудиторской деятельности. Если раньше наличие у аудиторской организации лицензии давало право считать, что она качественно оказывает аудиторские услуги, то в настоящее время, именно саморегулируемые организации аудиторов призваны проверять качество оказания аудиторских услуг.

 

Саморегулируемая организация аудиторов – это некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения условий аудиторской деятельности. Существует за счет членских взносов аудиторских организация и аудиторов. Размеры членских взносов она определяет сама.

 

Для того, чтобы аудиторская деятельность осуществлялась успешно, важным условием является разработка саморегулируемыми организациями аудиторов стандартов саморегулируемых организаций аудиторов по аудиторской деятельности, разработка кодекса профессиональной этики аудиторов.

Также они принимают участие в разработке проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и проектов федеральных стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов обладают следующими правами:

1)Проводить проверки работы аудиторских организаций и отдельных аудиторов – своих членов. При этом обязательно, чтоб каждая аудиторская организация и каждый аудитор являлись бы членом одной и только саморегулируемой организации аудиторов. И та саморегулируемая организация, членами которой они являются имеет право проверять качество их работы;

2)Принимать участие в работе комиссий по аттестации и повышению квалификации аудиторов;

3)Определять меры дисциплинарного воздействия для своих членов за нарушение ими ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также стандартов аудиторской деятельности (федеральных и стандартов от данной конкретной саморегулирируемой организации аудиторов), за нарушение кодекса аудиторской этики.

Основные обязанности саморегулируемых организаций аудиторов:

1)Сообщать в департамент аудиторской деятельности о дополнительных стандартах и нормах аудиторской этики, принятых в конкретной саморегулируемой организации аудиторов;

2)Представлять в департамент организации аудиторской деятельности отчеты о проделанной работе за год в установленной форме и установленные сроки;

3)Следить за прохождением обучения своими членами по программам повышения квалификации.

 

Членом саморегулируемой организации аудиторов может быть аудиторская организация любой организационно-правовой формы, кроме ОАО и государственного или муниципального унитарного предприятия.

Доля уставного капитала аудиторской организации принадлежащие аудиторам должна быть не менее 51%.

У каждой аудиторской организации и конкретного аудитора при вступлении в саморегулируемую организацию аудиторов должна быть безупречная деловая репутация (никаких нарушений, громких скандалов).

У каждого члена саморегулируемой организации аудиторов должен быть квалификационный аттестат аудитора, как свидетельство признания качества его работы.

 

В отношении членов саморегулируемой организации аудиторов (в отношении юридических и физических лиц) саморегулируемая организация аудиторов может применять следующие меры дисциплинарного воздействия:

· Вынести предписание об устранении нарушения недостатков в работе, выявленных в ходе проверки саморегулируемой организацией аудиторов. Здесь указываются сроки устранения всех нарушений и недостатков;

· Вынесение письменного предупреждения о недопустимости в работе;

· Наложение штрафа (только на конкретных лиц, но не на всю аудиторскую организацию);

· Приостановить членство саморегулируемой организации аудиторов на срок не более 180 календарных дней (в течении этого срока аудиторская организация или конкретный аудитор должны устранить выявленные недостатки в своей работе);

· Исключение из членства саморегулируемой организации аудиторов.

 

Предметом контроля со стороны департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности и представление отчетов о результатах проделанной работы о проверки качества оказания аудиторских услуг.

Государственный контроль деятельности саморегулируемой организации аудиторов осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки саморегулируемых организаций аудиторов должны проводиться не чаще одного раза в два года.

Основанием для проведения внеплановых проверок может являться жалоба, поданная в совет по аудиторской деятельности или в департамент организации аудиторской деятельности Минфина РФ со стороны аудиторских организаций или отдельных аудиторов о нарушениях конкретной саморегулируемой организации аудиторов различных нормативно-правовых актов по итогам таких проверок конкретной саморегулируемой организации аудиторов выдается предписание департаментом организации аудиторской деятельности об устранении всех выявленных нарушений и недостатков в работе в определенные сроки и затем письменно проинформировать об этом департамент организации аудиторской деятельности.

 

Проведение аттестации аудиторов необходимо для установления их квалификации. Все аудиторы, работающие в составе аудиторских организаций, а также занимающиеся оказанием аудиторских услуг в виде индивидуальных предпринимателей обязаны пройти аттестацию.

К аттестации допускаются:

- лица, имеющие высшее образование в ВУЗе с государственной аккредитацией (приветствуется высшее экономическое и юридическое образование);

- эти лица должны иметь не менее 3-х лет трудового стажа в качестве внешнего аудитора или внутреннего контролера-ревизора, но в последнем случае, в последних двух лет из 3-х – они должны работать именно как внешние аудиторы.

 

Аттестация аудиторов проводится в центрах обучения и переподготовки аудиторов, создаваемых в ведущих ВУЗах страны.

Для проведении аттестации разрабатываются специальные программы проведения аттестации с перечнем тем, входящих в аттестацию. Эти темы утверждаются департаментом организации аудиторской деятельности.

Сама аттестация проходит путем приема у аудиторов двух квалификационных экзаменов на платной основе.

Первый экзамен включает в себя тестирование с использованием компьютерной техники по различным вопросам из области деятельности проверяемых организаций и их аудита.

Второй экзамен состоит в том, что аудиторы должны письменно разобрать сложную аудиторскую задачу, они должны провести грамотный анализ, предлагаемой ситуации и в результате дать свои рекомендации по ней. Сдать нужно успешно, не менее, чем на три.

После успешной сдачи двух экзаменов аудитору выдается квалификационный аттестат бессрочного действия. Однако, начиная с года, после получения квалификационного аттестата, аудитор обязан проходить обучение по программам повышения квалификации (как правило, в тех же ВУЗах, где выдается аттестат), продолжительность такого обучения по повышению квалификации устанавливается саморегулируемыми организациями аудиторов, но не меньше 40 часов. Обучение состоит в посещении аудиторами лекционных и семинарских занятий по программам повышения квалификации и выполнение ими по ходу обучения практических заданий. Обучение проводят преподаватели ВУЗа, который посещает аудитор. Иногда к учебному процессу подключаются представители саморегулируемых организаций аудиторов.

По итогам обучения по программам повышения квалификации аудитор должен сдать контрольный экзамен и получить сертификат установленного образца. Аудитор, сдавший экзамен по повышению квалификации на неудовлетворительно, не получает такого сертификата, за что у него изымается квалификационный аттестат. И тогда он вновь должен сдавать два экзамена для получения нового квалификационного аттестата.