Проверка оформления первичных документов.

Организация рабочего этапа проверки.

Рабочий этап проверки кассовых операций может быть совершен в такой последовательности:

ü Инвентаризация кассы;

ü Проверка правильности документального оформления операций;

ü Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

ü Аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

ü Проверка соблюдения кассовой дисциплины;

ü Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

ü Оформление результатов проверки.

Эти направления позволяют получить аудиторские доказательства по всем основным параметрам, предложенным в Федеральном стандарте аудита №5 «Аудиторские доказательства».

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита, в которой можно предусмотреть более детальные направления контроля и анализа за движением наличных денежных средств в организации.

В соответствии с Федеральным стандартом аудита №3 «Планирование аудита» она может быть составлена в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствует документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицам, на это уполномоченными.

Документы должны быть четко и правильно оформлены: без исправлений, с наличием расписок получателей, погашенные штампом «Оплачено» с указанием даты. Проверяется законность и обоснованность произведенных из кассы выплат денежных средств. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером. Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, в особенности факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления наличной выручки от контрагентов.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой штатный работник по письменному заключению руководителя и при обязательном условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книг и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, опечатана с указанием количеств листов. При ручном варианте оформления кассовой книги нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.