Физиологические основы темперамента.

 

Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности.

Эти различия проявились прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания.

Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов.

 

По мнению Павлова, к этим свойствам относятся…

Свойства НС:

1. Сила НС/Слабость НС – проявляется в степени работоспособности нервных клеток, в степени устойчивости НС к действию сильных раздражителей.

 

2. Уравновешенность/Неуравновешенность – свойство отражающее соотношение процессов возбуждения и торможения.

Если они в балансе => уравновешенность.

Если преобладает один из них => неуравновешенность.

 

3. Подвижность/Инертность.

Подвижность – легкость и быстрота смены процессов возбуждения и торможения.

Инертность– медленность и трудность смены процессов возбуждения и торможения.

 

Темперамент – это соотношение этих 3-х свойств НС.

 

Сангвиники – сильные, уравновешенные, подвижные.

Холерики– сильные, неуравновешенные, подвижные/инертные.

Флегматики – сильные, уравновешенные, инертные.

Меланхолики – слабый, неадаптивный.

 

Павлов отдавал себе отчет, что эта комбинация свойств не конечна.

Типов может быть больше, но выделил главные.

Недостаток: попытался оценить темперамент (меланхолика).

 

Таким образом, под типом НС Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства НС.

Эти свойства НС образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа НС.

 

Каждый человек имеет вполне определенный тип НС, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности.

 


Билет 9.